Устойчивость охранных устройств к «электронному взлому». Автосигнализации с плавающим кодом


Устойчивость охранных устройств к «электронному взлому». Cтатьи. Наука и техника

Сергей Топчий

Полная версия статьи с диаграммами и схемами (формат PDF, 79 кбайт)

 

Приобретая сигнализацию покупатель задает себе естественный вопрос – легко ли подобрать «ключ» к этому электронному замку? Для того чтобы исключить возможность выключения сигнализации нежелательными лицами применяется кодирование передатчиков. Уровень секретности кодов различных сигнализаций значительно отличается. В устаревших сигнализациях применялись коды с числом комбинаций до 512, Подбор такого кода занимает менее 1 минуты. Количество комбинаций кодов в современных сигнализациях может достигать нескольких тысяч миллиардов. Для кодирования сигнала передатчика и последующего его декодирования используются комплекты специализированных микросхем, некоторые из которых представлены в таблице ниже или универсальные микроконтроллера с соответствующим программным обеспечением. Для того чтобы оценить секретность кодировки необходимо обратить внимание на следующие особенности, указываемые в рекламной информации:

Антисканирование

Этот термин обозначает то, что злоумышленник не сможет снять сигнализацию с охраны с помощью сканера. Сканер – это относительно несложное устройство, которое последовательно воспроизводит коды в формате взламываемой сигнализации. Систему с антисканированием нельзя выключить перебором кодов брелока, так как при приеме неверного кода она, на некоторое время блокируется, увеличивая время, необходимое для сканирования. Блокировка снимается многократной передачей правильного кода. При достаточно большом числе возможных кодов перебор займет нереально много времени. Технология антисканирования применяется уже несколько лет и не является новинкой. Системы с антисканированием не защищены от перехвата кодов из эфира с помощью специальных устройств (грабберов или перехватчиков кодов). Антисканирующая пауза является необходимым атрибутом и в системах с динамическим кодом.

Динамический, прыгающий, плавающий код (jumping, hopping, floating и т.д.)

Технология плавающих кодов делает невозможным, как перехват кодов из эфира, так и их подбор. Действительный код шифруется таким образом, что при каждой передаче излучается внешне совершенно другая кодовая посылка. В приемнике действительный код восстанавливается путем математической обработки. Перехват кодов становится бессмысленным, так как невозможно предсказать какая следующая кодовая комбинация снимет сигнализацию с охраны. Простое повторение предыдущей посылки не приведет к выключению сигнализации, так как бывшие в прошлом посылки считаются недействительными. Предсказать же будущую посылку теоретически можно, только зная алгоритм шифрования кода, который держится фирмой-изготовителем в секрете и достаточное количество выборок кода для анализа. Кодовые комбинации повторяются с очень большим интервалом. Исследования модели MICROCAR 052.1 показали, что для данной модели этот период составляет более 65000 нажатий. Можно сказать что, в процессе эксплуатации, передаваемые кодовые комбинации не разу не повторяются – машина не служит 20 лет. Коды-идентификаторы брелоков автосигнализаций с плавающими кодами записываются в заводских условиях и являются уникальными не подлежащими замене в процессе эксплуатации. Технология плавающих кодов очень эффективно защищает сигнализацию от взлома с помощью электронных средств. Степень защиты от расшифровки зависит от применяемого алгоритма кодирования. Приведенные ниже рис. 1 и 2 позволяют наглядно оценить, на сколько изменяются коды передатчика при четырех последовательных нажатиях кнопки брелока у различных распространенных систем сигнализации.

Двойной динамический код

С тех пор, как код – граббер перестал быть экзотикой и доступен угонщикам, все большое значение уделяется степени секретности кодовой посылки, передаваемой с брелока. Как результат этого процесса все большее число систем выпускается с динамическим кодом. Никто не оспаривает его преимуществ. Однако и он не может считаться панацеей на все случаи. Если алгоритм изменения становится известен, (а он известен, по крайней мере, разработчику), то внедриться в систему остается делом техники. Не даром система кодировки так тщательно засекречивается и скрывается производителями сигнализаций. Для исключения и этой возможности для электронного взлома разработан так называемый D2-код, сущность которого заключается в том, что каждому брелоку, помимо разрядного номера, присвоен еще и свой индивидуальный закон изменения кода. Это индивидуальное правило записывается в декодер один раз при вводе (программировании) брелока, в эфире больше не появляется и радиоперехвату недоступно. Таким образом, даже разработчик системы, обладая всей необходимой информацией о способах кодирования и соответствующей аппаратурой, не сможет расшифровать этот код. Специалисты считают, что динамический код с индивидуальным законом изменения для каждого брелока это тот уровень секретности, когда вопрос о дальнейшем совершенствовании отпадает, по крайней мере, на ближайшие 20...30 лет.

Формирование динамического кода

Прыгающий код KEELOQ фирмы Microchip

Основные термины

Код изготовителя (Manufacturer's Code) – 64-битовое слово, уникальное для каждого изготовителя, используется, для того чтобы произвести уникальный кодирующий ключ в каждом передатчике.

Кодирующий ключ (Encoder Key) – 64-битовый ключ, уникальный для каждого передатчика. Ключ кодирующего устройства управляет алгоритмом дешифрования и хранится в EEPROM микросхемы декодера.

Обучение – приемник в режиме обучения использует информацию, которая передана, чтобы получить передатчика, дешифровать диапазон дискриминации, и синхронизировать счетчик.

Ключ кодирующего устройства – функция кода изготовителя и серийного номера устройства и-или величина начального смещения. Кодеры и декодеры используют технологию прыгающего кода KeeLoq и алгоритм шифрования KeeLoq.

Прыгающий код – метод, при которым код, переданный с передатчика на приемник является различным, при каждом нажатии кнопки. Этот метод, вместе с длиной передачи 66 битов, фактически делает невозможным перехват или подбор кода.

Принцип работы кодера

Кодирующие устройства серии HCS имеют небольшой массив EEPROM-памяти, который должен быть загружен несколькими параметрами перед использованием.

Наиболее важный из этих величин:

  • кодирующий ключ, который генерируется;
  • 16-битовое число в счетчике синхронизации;
  • 28-битовый серийный номер, который, как предполагается, является уникальным для каждого кодера.

Изготовитель программирует серийный номер для каждого кодера во время продукции, в то время как «Алгоритм генерирования ключа» генерирует кодирующий ключ (рис. 1а).

Исходные данные к алгоритму генерирования ключа включают в себя серийный номер кодера и 64-битного код изготовителя, который создается во время изготовления.

Обратите внимание: код изготовителя – самая важная часть секретности системы. Следовательно по отношению к этому коду должны приниматься все возможные предосторожности.

Счетчик синхронизации с 16-битным основанием служит для модификации передаваемого кода, при каждой передаче и обновляется каждый раз по нажатию кнопки.

Благодаря сложности алгоритма шифрования KEELOQ, изменение в одном бите величины счетчика синхронизации приводит к большим изменениям в передаваемом коде.

Имеется связь (рис. 3) между величинами в СППЗУ и фактическим выходным кодовым словом.

Если только кодер обнаруживает, что кнопка была нажата, он считывает состояние входных сигналов и модифицирует счетчик синхронизации.

Величина из счетчика синхронизации обрабатывается вместе с кодирующим ключом алгоритмом шифрования KEELOQ, в результате получаются 32 бита шифрованной информации.

Эти данные изменятся с каждым нажатием кнопки. Это и упоминается как прыгающая часть кодового слова.

32-битовая часть с прыгающим кодом объединена с информацией о нажатой кнопке и серийным номером, чтобы формировать кодовое слово, передаваемое на приемник.

Принцип работы декодера

Прежде, чем передатчик и приемник смогут работать вместе, приемник должен сначала обучиться и сохранять некоторую информацию из передатчика.

Эта информация включает контрольную сумму серийного номера, кодирования ключ, и текущую величину счетчика синхронизации.

Когда сообщение верного формата обнаружено, приемник сначала сравнивает серийный номер.

Если контрольная сумма серийного номера соответствует запомненному ранее передатчику, сообщение дешифруется.

Затем, приемник проверяет расшифрованную величину счетчика синхронизации сравнивая ее с тем, что сохранено в памяти. Если величина счетчика синхронизации удовлетворяет, то допустимое сообщение принимается. Рис. 4 показывает связь между некоторыми из величин, сохраняемых приемником и величинами, полученными от передатчика.

Кодеры и декодеры фирмы Holteс

Кодер HT6P26 обеспечивает передачу 4 битов данных к декодерам HT6P36.

HT6P26 имеет внутренний 16-битовый случайный счетчик синхронизации. При передаче очередного кода величина случайного счетчика изменится, и величина изменения передается декодеру.

Передаваемое кодовое слово разделено на нечетное и четное окно.

И нечетное, и четное окно включает в себя 8 пилотных битов, 1/3 стартовых биты, 24 катящихся бита, 16 битов индекса, 16 случайных битов и 4 бита данных (рис. 5).

«Катящиеся» биты и «случайные» биты генерируются различными алгоритмами шифрования (рис. 6).

Биты данных устанавливаются по состоянию выводов данных.

Синхронизация системы с динамическим кодом

Для того чтобы обеспечить невозможность вскрытия сигнализации уже переданными ранее комбинациями в системах с динамическим кодом в кодовой посылке присутствует информация о том, сколько раз нажималась кнопка брелока с момента программирования микросхемы кодера изготовителем. При запоминании брелока микросхемой декодера (процедура learning) состояния счетчиков в кодере и декодере уравниваются. Каждый раз при получении кода счетчик декодера следит за тем чтобы счетчик кодера указывал на большее или равное значение. Только тогда принятый код считается верным. Разница между счетчиком декодера и счетчиком кодера при которой код все еще считается верным различна для устройств разных изготовителей и может составлять величину от единиц до сотен.

Синхронизация декодера HT6P36

В начале использования декодера, необходимо выполнить операцию «обучения», чтобы сохранить шифрованный код-идентификатор и значение счетчика синхронизации в СППЗУ.

16-разрядный счетчик синхронизации хранится в СППЗУ. Декодер автоматический создает «окно синхронизации». Ширина «окна синхронизации» – 256. Начало – «текущее состояние счетчика», конец – «текущее состояние счетчика + 255».

Если декодер получает надлежащий катящийся код, и полученное значение счетчика синхронизации будет находиться в пределах окна синхронизации, декодер активизирует выход декодера и обновит положение «окна синхронизации».

С другой стороны, если полученный код индекса вне «окно синхронизации», система дистанционного управления не будет работать и ее придется заново синхронизировать.

Синхронизации кодера HT6P60 и HT6P50 фирмы Holtec

В режиме дистанционного управления, если rolling-код правильно получен, и полученный rolling-адрес не большие чем на 6 указателя адреса СППЗУ, кодер и декодер считаются синхронизированными.

Указатель адреса декодера модифицируется для согласования с полученным rolling-адресом. С другой стороны, если разница между полученным rolling-адресом и внутренним указателем адреса декодера больше чем 6, кодер и декодер считаются рассинхронизированными, и декодер блокируется.

Успешное распознавание кода возможно только при условии синхронизации кодера и декодера. Для этого необходимо передать декодеру два последовательных rolling-адреса, и никакие ошибки не должны быть обнаружены декодером внутри 3-секундного интервала.

То есть вход данных кодера должен быть активирован дважды последовательно в течении 3 секунд, чтобы повторно синхронизировать декодер с кодером.

Окно синхронизации прыгающего кода KeeLoq

Кодовые брелоки

Кодовый брелок сигнализации – это миниатюрный передатчик (рис. 9), работающий в диапазоне дециметровых волн (200...450 МГц). Реже встречаются модели, работающие на инфракрасных лучах, они отличаются малым радиусом действия. Рабочие частоты передатчиков постоянны и нормированы контрольными органами электросвязи стран в которые эти устройства ввозятся.

Поскольку в Украине ввоз автосигнализаций до последнего времени не контролировался ГИЭ можно сказать, что по факту здесь наиболее распространены сигнализации работающие на частотах 300 и 434 МГц.

Для передачи кода в эфир используется однотранзисторный генератор, работающий на одной из вышеуказанных частот. В современных сигнализациях, во избежание ухода частоты при изменении температуры и влажности, частота передачи стабилизируется с помощью фильтров на поверхностных акустических волнах (рис. 10). Для воспроизведения кода – идентификатора в брелоках используются специализированные микросхемы – кодеры, а также, запрограммированные соответствующим образом, микроконтроллеры.

Таблица 1

Рабочие частоты охранных систем для некоторых стран

СтранаЧастота, МГц
Франция224,5
Италия, США, Испания, Австралия, Греция300,1
Великобритания418
Германия, Бенилюкс, Скандинавия433,92

Таблица 2

КодерыДекодерыФирма-изготовительХарактеристики
MC145026MC145027B, MC145028BMotorolaФиксированный код, 512 комбинаций
HT6P20HT6P11HoltecФиксированный код, 224 комбинаций
HT6P26HT6P36HoltecДинамический код, 224 комбинаций
HCS300HCS512MicrochipДинамический код
TRC1300, TRC1315TRC1300, TRC1315Texas InstrumentsДинамический код, 40-битовый идентификатор, 1 триллион комбинаций

Таблица 3

ТипКодерДекодерКоличество комбинацийТип кодаЗадание кода
CIFFORD IntelGuard 90016-023-381DЦентральный процессор Плавающийна заводе
Prestige APS-250NTK03SNTK01A Плавающийна заводе
Prestige APS-400NTK03TЦентральный процессор AXC11A Плавающийна заводе
Prestige APS-600NTK03TЦентральный процессор Плавающийна заводе
Excalibur 900jxNTK03SЦентральный процессор Плавающийна заводе
Excalibur 1000jxNTK03SЦентральный процессор Плавающийна заводе
Crime Guard 745iNTK03SЦентральный процессор Плавающийна заводе
Micro 052.1YC03/WNYC03/N Плавающийна заводе
COBRACOPL311-RHHЦентральный процессор Фиксированныйна заводе
Kontroller KL360PT2262PT2272-L459049 исп. 19639ФиксированныйПеремычками
AUDIOVOX AA-9247TS-556Центральный процессор Фиксированныйна заводе
Saca plusAX5326S-3AX5227P-B6561ФиксированныйПеремычками
Sun-2AX5326S-3AX5227P-B6561ФиксированныйПеремычками
VISIONAX5326S-3Центральный процессор6561ФиксированныйПеремычками
SunflashHT600HT604L177147  
использ.6561ФиксированныйПеремычками   
PolicoHT600HT604L177147  
использ.6561ФиксированныйПеремычками   
Sun-1HT6207HT604L19638ФиксированныйПеремычками
GFM-500VD5012VD5013256ФиксированныйПеремычками
Запоминание новых брелоков

Многие сигнализации и иммобилайзеры могут помнить несколько (4...8) брелоков-передатчиков. Воспользовавшись этим свойством можно управлять одним брелоком несколькими однотипными сигнализациями, установленными на разных машинах или обеспечить нескольких человек брелоками для открывания одной машины. Все модели CLIFFORD, PRESTIGE, EXCALIBUR имеют возможность запоминания новых брелоков

Автосигнализации с брелоками-передатчиками на ИК-лучах

Для сигнализации оснащенных брелоками на ИК – лучах перехват кодов весьма затруднен из-за малого радиуса действия и направленности брелоков-передатчиков (при пользовании их приходится направлять в определенное место салона автомобиля с расстояния не более нескольких метров). Эта особенность может создавать неудобства при пользовании. Сигнализации с ИК-брелоками: BOSH Blocktronic IR-US, BOSH Blocktronic IM-US

Полезные примочки

Устройство для проверки кодовых брелоков

Это приспособление при своей очевидной простоте позволяет не только проверять и настраивать кодовые брелоки автосигнализаций, но и оценить степень секретности кода. Устройство представляет собой обычный детекторный приемник на частоты 280...450 МГц (рис. 11). Устройство желательно расположить в плоском пластмассовом корпусе. Петлю из медного одножильного проводника следует поместить в корпус так, чтобы она располагалась параллельно верхней поверхности корпуса на минимальном расстоянии от нее. Переменный конденсатор припаивается непосредственно к петле, а ручка выводится наружу. Проверяемый брелок укладывают на верхнюю поверхность устройства. При нажатии кнопки на брелоке в телефоне слышится звуковой сигнал.. Ориентируя брелок, и вращая ручку переменного конденсатора добиваются максимальной громкости сигнала. По громкости сигнала можно оценить исправность брелока и степень разряда батареи. По положению ручки конденсатора можно определить рабочую частоту брелока, если предварительно наклеить бумажную шкалу и откалибровать ее по брелокам с известной рабочей частотой, поставив соответствующие метки. Настроить брелок со смещенной частотой передатчика можно, установив ручку переменного конденсатора, в положение соответствующее требуемой частоте и вращая шлиц подстроечного конденсатора внутри брелока до достижения максимума сигнала. Известно, что в сигнализациях со сложными длинными кодами передача ведется медленнее для повышения достоверности приема, а кодовые посылки длиннее, чем в простых системах. Частота и длина посылок кодовых брелоков прекрасно прослушивается в телефон приведенного устройства. Попробуйте проверить подряд брелоки от CLIFFORD и TOPP GUNN или SACA. Посылки от брелока CLIFFORD поступают редко и имеют низкий тон, они намного длиннее посылок брелока от TOPP GUNN, которые поступают очень часто и намного выше по тону. При желании кодовые последовательности брелоков легко посмотреть на осциллографе. Для этого потребуется изменить схему устройства в соответствии с рис. 12.

Устройство для проверки и настройки пейджеров

Иногда при установке пейджера возникают проблемы связанные с недостаточным радиусом действия. Настройка антенны пейджера в очень большей степени зависит от способа ее укладки в салоне автомобиля, поэтому заводскую настройку выходного контура передатчика нельзя считать оптимальной. Настройка выходного контура методом проб и ошибок с помощью приемника пейджера утомительна и занимает много времени. Для объективной оценки уровня мощности сигнала в антенне пейджера предназначено описываемое ниже устройство, схема которого приведена на рис. 13. Устройство представляет собой диполь с резонансной частотой 300...450 МГц, что соответствует рабочей частоте большинства распространенных пейджеров.

Диполь снабжен детектором и измерительной головкой, по которой осуществляется отсчет. Выполнять диполь следует из толстой медной проволоки или трубок. Устройство позволяет быстро настроить передатчик пейджера по максимуму сигнала. С потерей чувствительности схема работает и в диапазоне 27 МГц. При работе следует включить пейджер и, поднося устройство к антенне добиться того, чтобы стрелка прибора расположилась на середине шкалы. После чего устройство следует зафиксировать и, вращая элементы настройки выходного контура передатчика добиться максимальных показаний прибора.

 

Полная версия статьи с диаграммами и схемами (формат PDF, 79 кбайт)

Дата публикации:

9 апреля 1998 года

n-t.ru

Типичные заблуждения при выборе автосигнализаций [Архив]

После покупки автомобиля, вне зависимости от его стоимости, любой здравомыслящий автовладелец первым делом задумывается над проблемой защиты своего транспортного средства от лихих людей. Однако как уверяют специалисты по установке охранных систем, есть несколько традиционных заблуждений при выборе сигнализаций, благодаря которым работа угонщиков становится значительно проще.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]

По словам специалистов, очень часто автовладельцы приходят на сервис и интересуются лишь одним вопросом – какую им сигнализацию выбрать. Что лучше взять, ШерХан, СтарЛайн, Томагавк или Аллигатор (можно перечислять бесконечно). При этом водители часто выбирают «сигналку», исходя из их вторичных сервисных функций, которые к охране автомобиля имеют лишь косвенное отношение. Так вот, как уверяют эксперты из AutoSet.Ru, именно благодаря подобным рассуждениям воры и могут уехать на автомобиле с «хорошей сигнализацией» всего за 5 минут!

Ведь не надо забывать, что задача сигнализации – сигнализировать, обеспечивать сервис и удаленный мониторинг машины. Уровень защиты от угона у всех «сигналок» примерно одинаков и он не слишком сильно зависит от стоимости. Причем, этот самый уровень охраны крайне не высок... Ну что такое одна - две простых блокировки, и установка центрального блока управления в типовом месте под торпедой? Для старых 15-летних иномарок или сильно подержанных «Жигулей» этого вполне достаточно, но новые «десятки» и иномарки требуют уже более продуманной защиты!

Минимальный набор для более-менее средней (подчеркиваем – средней) защиты от угона автомобиля стоимостью от $7 тыс. должен выглядеть так:

1. Сигнализация с плавающим кодом, желательно с разными кнопками постановки/снятия с охраны.

2. Замок капота с управлением от дополнительного канала сигнализации, а еще лучше от отдельного иммобилайзера.

3. Отдельный иммобилайзер. По защите лучше контактный, но поскольку пользоваться им неудобно, то можно и транспордерный. Риск считывания его кода невелик из-за малого радиуса действия метки. Желательно, чтобы иммобилайзер имел беспроводные цифровые блокировки - их гораздо сложнее обнаружить. При этом надо особо отметить, что наличие штатного иммобилайзера в расчёт не принимается, ведь он типовой, установлен в одном и том же месте и пути его обхода разработаны давным-давно.

На машины стоимость более $20 тыс. требуется уже более серьезная защита. К вышеназванному «джентльменскому» набору необходимо добавить:

1. «Механика» на КПП (в основном на ручную коробку) или на рулевой вал.

2. Увеличение количества блокировок.

3. Максимально трудноотключаемые блокировки (цифровое реле блокировки прямо в бензобак, Wait Up и т.д.)

4. GSM (и уж совсем здорово c GPS-позиционированием) контроллер. Но учтите, что эти сигналы достаточно легко заглушить – «глушилки» можно купить даже в интернете!

5. Отдельный пейджер с ПОСТОЯННЫМ АВТОМАТИЧЕСКИМ контролем связи с автомобилям - как только связь с машиной пропадает (по любым причинам), приёмник поднимает тревогу. Но могут быть и ложные тревоги в крупных городах и в плотной застройке.

Владельцам дорогих автомобилей стоит оказаться от автозапуска. По словам специалистов, эта система серьезно понижает степень защищенность машины. Ведь при наличии автозапуска достаточно послать системе команду на запуск (кодграберром или просто перемкнув дорожку в центральном блоке), и всё - блокировки обойдены. Можно бить стекло, отключать проводок от педали тормоза и иногда от ручника и ехать куда угодно, главное, дверь не открывать. Поэтому, если уж ставить автозапуск (сам по себе он очень удобен в нашем климате), то тогда нужно покупать «хитрый» иммобилайзер. Сейчас есть только одна система, которая позволяет обеспечить хорошую защиту в системах с автозапуском - это Блэк Баг 71W с технологией Wait Up - при которой само цифровое реле блокировки умеет определять перемещение автомобиля в пространстве и блокирует цепи только тогда, когда автомобиль двигается. Когда машина стоит на месте, блокировки нет, следовательно автозапуск работает нормально.

Пару слов стоит сказать про механические замки на коробки передач. Их эффективность очень часто зависит от квалификации установщика и конструкции автомобиля. Порой в автомобилях с АКП такие замки неэффективны, т.к. управление коробкой тросовое. И тросик этот очень легко доступен из-под капота, где его легко перекусить кусачками и ими же перевести селектор на самой коробке передач на два щелчка, что означает положение D - это позволяет ехать вперед на всех передачах (проблема будет только с задним ходом). Именно поэтому на машинах с «автоматами» просто необходимо ставить хороший замок на капот. Однако и с ручными коробками есть проблема - угонщики выжимают сцепление, откатывают машину в тихое место неподалёку и спокойно разбираются с машиной.

И вот что самое обидное - всё вышеперечисленные советы не спасут от угона методом частичной или полной погрузки на эвакуатор. Единственное, что поможет в таком случае, это пейджер с контролем канала связи и нормально отстроенный датчик ускорения/перемещения автомобиля. Но опыт показывает, что если ваш автомобиль не слишком уникален, то, видя хорошо защищенный экземпляр, угонщики не станут рисковать и займутся автомобилем в соседнем дворе, на котором кроме простенькой «оралки» больше ничего нет.

Кроме того, есть еще самый жестокий способ угона (актуален, в основном, для дорогого авто стоимостью от $50тыс.) - разбой, когда владельца, около гаража или на светофоре, просят освободить помещение и поделиться всеми метками и брелками. Иногда владельца еще некоторое время катают с собой, чтобы понять будет ли блокировка (даже шутку придумали злую, что выезжать на машине за город в багажнике - плохая примета...). В этом случае пригодится GSM-пейджер, чтобы дистанционно заблокировать авто, но и эта штука не помогает, если угонщики успели далеко уехать.

В заключение о том, сколько всё это может стоить. Цена среднего защитного комплекса с установкой составляет $400-500, с безопасным автозапуском - $800, максимальный «наворот» может потянуть на $2,5-3 тыс. Причем владельцы должны пользоваться правилом - стоимость затрат на защиту автомобиля должна составлять 5-10% от его рыночной цены.

nowa.cc

Какая автосигнализация лучше - вопрос приоритета

Прежде чем вы продолжите изучать наш сайт, я рекомендую вам скачать и прочитать нашу книгу «Руководство по защите от угона», которую мы сделали специально для вас. Там вы найдете ответы на 90% вопросов, связанных с защитой от угона.

Чтобы разобраться, какая автосигнализация лучше, нужно понять какие сигнализации в настоящее время предлагают производители, а именно, их характеристики и функционал.

Охранный функционал. Удобнее системы, поддерживающие несколько независимых охранных зон – чем больше, тем лучше.

Если зона контроля только одна (включает капот, двери и багажник), то при нарушении работоспособности хотя бы одного элемента, все остальные станут нерабочими.

Надёжнее сигнализации с пассивной блокировкой двигателя, при котором разрешение на запуск двигателя система даёт при включении зажигания.

По конструкции предпочтительнее модульные (разнесённые) сигнализации – они и прослужат дольше моноблочной и повысят противоугонные свойства системы.

Удобен двухуровневый датчик удара, по-разному срабатывающий на слабое воздействие на машину и сильное. Не лишними будут режимы «Паника», «Valet», «Anti-HiJack», впрочем, ими оснащены все современные двухсторонние системы.

Сервисные функции. Новейшие сигнализации «нафаршированы» функциями разной полезности. Это, безусловно, полезнейший автозапуск и удобный режим «Свободные руки». Любой может выбрать пакет сервисных функций по вкусу и по кошельку.

По способу связи. Односторонние сигнализации управляют системой только в направлении от брелка к автомобилю и выполняют только охранные функции: контроль открывания капота, багажника, дверей, реакция на кузовные удары, блокировка зажигания. Система оповещает о событиях с машиной звуко-световыми сигналами.

С брелка двухсторонних сигнализаций (с обратной связью) можно контролировать происходящее с машиной: на ЖК-дисплее брелка визуализируются события, происходящие с автомашиной.

Лёгкость взлома кода. На устаревших моделях сигнализаций использовался статичный код радиосигнала, который элементарно считывается код-граббером. Сейчас производство таких систем практически прекращено.

Современные сигнализации работают с динамическим плавающим кодом: включение охранного режима и его выключение происходит по разным кодам. При этом код при каждой посылке сигнала (к машине с брелка и обратно) изменяется по специальному алгоритму, который заложен в память сигнализации и брелка. Система с динамическим кодом также взламывается код-граббером – расшифровать алгоритм, по которому формируется секретная часть кода – это дело времени.

Обычно злоумышленникам достаточно нескольких лет для расшифровки алгоритма новой модели. Поэтому машина с устаревшей системой сигнализации или с моделью сигнализации, вышедшей на рынок более 3-х лет назад – лёгкая добыча для угонщика.

Защита при утере ключей. На вооружении «продвинутых» угонщиков – современная электроника (сканер-грабберы, код-грабберы и т.д.), взламывающая статические и динамические коды сигнализаций. Угонщики же попроще попросту воруют ключи с брелками. Какая сигнализация защитит от угона, если ключи украдены?

В самых простых системах нет никакой дополнительной защиты, и если брелок-коммуникатор с ключом украден – машина уезжает без владельца.

Более сложные системы запускают двигатель только после нажатия секретной кнопки в салоне. Это, в большинстве случаев, поможет предотвратить угон, однако вещи из автомобиля преступники вынести смогут.

Самые хитрые системы – с внешним вводом пин-кода. Они потребуют ввести на брелке секретный пин-код до снятия машины с охраны, поэтому злоумышленники в автомобиль не проникнут вовсе.

Энергопотребление. Автосигнализация не должна «садить» аккумулятор, что особенно актуально зимой. Некоторые сигнализации, несмотря на экономичное потребление, заявленное в тех. документации, реально потребляют в разы больше – аккумулятор будет разряжен в самое неподходящее время. Поэтому, полезно проверить сигнализацию на потребление электроэнергии, хотя бы для того, чтобы всегда иметь провода для «прикуривания» (на всякий случай).

При выборе автосигнализации нужно представлять, какие свойства системы для владельца в приоритете. Какая задача ставится перед сигнализацией: максимально обезопасить авто представительского класса от угона или отпугнуть уличных хулиганов и прогреть двигатель автозапуском в морозы подержанного бюджетного автомобиля?

Поэтому вопрос «какая автосигнализация лучше» владелец решает только в контексте своих конкретных требований к автосигнализации. Выбор – за вами!

elauto-spb.ru

Выбор автосигнализации - Авто сигнализации

После покупки машины, вне зависимости от его стоимости, любой здравомыслящий владелец автомобиля первым делом задумывается над проблемой защиты своего транспортного средства от "плохих" людей. Однако есть несколько традиционных заблуждений при выборе автосигнализаций, именно из-за них работа автоугонщиков зачастую становится значительно проще.

Очень часто новоиспеченые владельцы автомобилей приходят на сервис и интересуются лишь одним вопросом – какую им сигнализацию выбрать. Что лучше взять, ШерХан, СтарЛайн, Томагавк или Аллигатор (можно перечислять бесконечно). При этом автомобилисты часто выбирают автосигнализацию, исходя из их вторичных сервисных функций, которые к охране автомобиля имеют отношение по-скольку по-стольку. Так вот, именно благодаря подобным рассуждениям угонщики и могут уехать на автомобиле с «классной сигналкой» всего за несколько минут!

Ведь не стоит забывать, что задача сигнализации – именно сигнализировать, обеспечивать сервис и удаленный мониторинг машины. Уровень защиты от угона у всех «сигналок» примерно одинаков и он не слишком сильно зависит от стоимости. И, в-принципе, этот самый уровень охраны не очень высок... Ну что такое одна - две простых блокировки, и установка центрального блока управления в типовом месте под торпедой? Для старых иномарок или подержанных «Жигулей» этого вполне достаточно, но новые автомобили требуют уже более серьезно продуманной защиты!

Минимальный набор для более-менее средней (следует подчеркнуть – средней) защиты от угона машины стоимостью от $7 тыс. должен выглядеть примерно так:

1. Сигнализация с плавающим кодом, желательно с разными кнопками постановки/снятия с охраны.

2. Замок капота с управлением от дополнительного канала сигнализации, а еще лучше от отдельного иммобилайзера.

3. Отдельный иммобилайзер. По защите лучше контактный, но поскольку пользоваться им неудобно, то можно и транспордерный. Риск считывания его кода невелик из-за малого радиуса действия метки. Желательно, чтобы иммобилайзер имел беспроводные цифровые блокировки - их более сложно обнаружить. При этом надо особо отметить, что наличие штатного иммобилайзера в расчёт не принимается, ведь он типовой, установлен в одном и том же месте и пути его обхода разработаны давным-давно.

На машины стоимость более $20 тыс. требуется уже более серьезная защита.

К вышеназванному набору еще необходимо добавить:

1. Механические средства блокировки на КПП (в основном на ручную коробку) или на рулевой вал.

2. Увеличение количества блокировок.

3. Максимально трудноотключаемые блокировки (цифровое реле блокировки прямо в бензобак, Wait Up и т.д.)

4. GSM (и уж совсем здорово c GPS-позиционированием) контроллер. Но учтите, что такие сигналы достаточно легко заглушить – Устройства-«глушилки» можно запросто купить даже в интернете!

5. Отдельный пейджер с ПОСТОЯННЫМ АВТОМАТИЧЕСКИМ контролем связи с автомобилем - как только связь с машиной пропадает (по любым причинам), приёмник поднимает тревогу. Но зачастую могут быть и ложные тревоги в крупных городах и в плотной застройке.

Владельцам дорогих автомобилей стоит оказаться от автозапуска. По словам специалистов, эта система серьезно понижает степень защищенности автомобиля. Ведь при наличии автозапуска достаточно послать системе команду на запуск (кодграберром или просто перемкнув дорожку в центральном блоке), и всё - блокировки обойдены. Можно бить стекло, отключать проводок от педали тормоза и иногда от ручника и ехать куда угодно, главное, дверь не открывать. Поэтому, если уж ставить автозапуск (сам по себе он очень удобен в нашем климате), то тогда нужно покупать особенный-«хитрый» иммобилайзер. Сейчас есть только одна система, которая позволяет обеспечить хорошую защиту в системах с автозапуском - это Блэк Баг 71W с технологией Wait Up - при которой само цифровое реле блокировки умеет определять перемещение автомобиля в пространстве и блокирует цепи только тогда, когда автомобиль двигается. Когда машина стоит на месте, блокировки нет, следовательно автозапуск работает нормально.

Несколько слов стоит сказать про механические замки на коробки передач. Эффективность этих средств защиты от угона очень часто зависит от квалификации установщика и конструкции машины. Порой в автомобилях с автоматической коробкой передач такие замки неэффективны, т.к. управление коробкой тросовое. И тросик этот очень легко доступен из-под капота, где его можно легко перекусить кусачками и ими же перевести селектор на самой коробке передач на два щелчка, что означает положение Drive - это позволяет ехать вперед на всех передачах (проблема будет только с задним ходом). Именно поэтому на машинах с «автоматами» просто необходимо ставить хороший замок на капот. Но и у автомобилей с ручными коробками передач тоже есть проблема - злоумышленники выжимают сцепление, откатывают машину в тихое место неподалёку и спокойно разбираются с машиной.

Но самое обидное - всё вышеперечисленные советы не спасут от угона Вашего автомобиля методом частичной или полной погрузки на эвакуатор. Единственное, что поможет в таком случае, это пейджер с контролем канала связи и нормально отстроенный датчик ускорения/перемещения машины. Но, в-принципе, если угонщик видет, что Ваша машина хорошо защищена, то зачем ему рисковать своей шкурой? Ведь гораздо проще угнать такую-же машину из соседнего двора, которая оборудована обычной сигнализацией-оралкой.

Кроме того, есть еще самый жестокий способ угона (актуален, в основном, для дорогого авто стоимостью от $50тыс.) - разбой, это когда владельца автомобиля, около гаража или на светофоре, просят освободить "помещение" и поделиться всеми метками и брелками. Иногда владельца еще некоторое время катают с собой, чтобы понять будет ли блокировка (даже шутку придумали злую, что выезжать на машине за город в багажнике - плохая примета...). В таком случае пригодится GSM-пейджер, чтобы можно было дистанционно заблокировать автомобиль, но и эта вещь иногда не помогает, если злоумышленники успели уехать далеко.

Ну и в заключение о том, сколько всё это примерно может стоить. Цена среднего защитного комплекса с установкой составляет $400-500, с безопасным автозапуском - $800, максимальный «навороченный» может потянуть на $2,5-3 тыс. Причем владельцы должны пользоваться правилом - стоимость затрат на защиту автомобиля должна составлять 5-10% от рыночной цены этого автомобиля.

Анализ практического опыта в создании автомобильных охранных систем, в особенности защитивших автомобили от совершенно реальных попыток угона, привел к выработке концептуально нового взгляда на создание охранного комплекса, когда подбор противоугонных средств осуществляется исходя из объективной оценки охранных качеств устанавливаемой системы и полного понимания спектра возложенных на нее функций. Очень важным является и решение других принципиальных вопросов, всегда связанных с установкой охранной системы: максимальное количество охранных качеств при минимальном бюджете, удобство пользования, большое количество сервисных функций и многие, многие другие. Именно такой комплексный подход к вопросу защиты машины от угона позволяет говорить об Охранном Комплексе.

Начиная выбор системы защиты, не стоит останавливаться только на одной лишь сигнализации, хотя без неё любой комплекс будет неполным. Просто нужно понимать, что от неё ожидать, какие реальные преграды она ставит перед преступником. Конечно, сигнализация честно закричит в случае, если откроется дверь, капот или багажник, при ударе сработает датчик. Но вот блокировками двигателя простые системы, зачастую, не блещут. Борьба с ними заканчивается после нахождения центрального блока. Поэтому при выборе "сигналки" стоит обращать внимание на сигнализации с беспроводным или проводным, но цифровым управлением каналом блокировки. В этом случае, даже если центральный блок будет найден, завести автомобиль все-равно невозможно, пока не будет найдено местонахождение самого блокирующего элемента.

Затем встаёт задача так разместить блокирующий элемент, чтобы времени на его поиск у злоумышленника ушло максимально много. Одним из самых удачных вариантов становится замок капота. Он несёт в себе сразу несколько функций. В первую очередь, он закрывает доступ к кричащей сирене, во-вторую, к блокировке двигателя, которую, в этом варианте, прячем под капотом. Как следствие угон становится невозможным без открытия капота. А это лишнее время, за которое, собственно, мы и боремся.

Как показывает практика - хороший охранный комплекс обязательно должен содержать и механическое средство защиты. Для того, чтобы злоумышленнику пришлось работать не только головой, но и руками, перепиливая или разламывая железные детали замков КПП. Особенно это актуально на автомобилей с автоматическими коробками. Но к выбору замка КПП необходимо подходить очень серьезно. Перед тем как принять решение о его установке, лучше обратиться в специализированный центр, и разобрав консоль, убедиться вместе со специалистами, что замок реально защитит от переключения. Дело в том, что во многих механизмах переключения от ручки к коробке идёт обыкновенный тросик, и заблокировав ручку замком КПП, мы делаем "подарок" угонщику. Тросик снимается с ручки и переключается вручную, а ручка КПП благополучно стоит в положении парковки. Поэтому имеет смысл установка только грамотно подобранного замка.

Статья взята с сайта www.sos-auto.ru

avtosigna.ru

Электронные противоугонные устройства    С момента приобретения автомобиля его владельца всегда волнует вопрос: как его защитить? Многообразие механических и электронных устройств охраны автомобилей с одной стороны обнадеживает, а с другой - осложняет выбор. Механические противоугонные приспособления препятствуют использованию автомобиля, как полноценного транспортного средства путем блокировки рычага переключения передач, педалей управления или рулевого колеса. Механические приспособления, безусловно, полезны и необходимы, так как они увеличивают время необходимое для угона. (табл. 6.1 гл.6 ╚ОС╩). Однако, они позволяют злоумышленнику спокойно находиться в автомобиле и применять весь, имеющийся у него, набор хорошего металлорежущего инструмента. По функциональному назначению электронные системы можно разделить на сигнализации и иммобилайзеры. Реже встречаются системы смешанного типа. В большинстве случаев иммобилайзер, как и механический замок, является средством пассивной защиты. Иммобилайзер представляет собой устройство, дополняющее замок зажигания автомобиля. Пока иммобилайзер включен - несколько важных электрических цепей автомобиля будут разорваны и двигатель завести не удастся, как и при отсутствии ключа зажигания. Иммобилайзеры исполняются на 2...3 разрываемых цепи. Типичный комплект поставки иммобилайзера включает:

  • центральный блок;
  • 2 кодовых ключа;
  • гнездо для кодового ключа;
  • индикаторный светодиод;
  • соединительные провода.

Электронные сигнализации предназначены для активной охраны автомобиля и имеют средства привлечения внимания окружающих. Если иммобилайзеры и механические замки повышают сохранность автомобиля ценой некоторых неудобств пользования (нужны дополнительные манипуляции с Mult-lock-ом и иммобилайзером), то электронные сигнализации претендуют на то, чтобы свести этот дискомфорт к минимуму, а, возможно, даже создать дополнительные удобства. Расширенными сервисными возможностями обладают дорогие модели автомобильных сигнализаций. В типичный комплект автомобильной сигнализации входит:

  • центральный блок;
  • 2 кодовых брелока;
  • сирена;
  • ударный датчик;
  • блокировочное реле;
  • индикаторный светодиод;
  • соединительные провода.

Иммобилайзеры

Включение и выключение иммобилайзера должно быть доступно только владельцу. Обычно, для этой цели используется электронный кодовый ключ. Менее распространены модели с ручным набором кода. Электронный кодовый ключ - это чип, в котором при изготовлении записан уникальный код, достаточно длинный для того, чтобы сделать невозможным его подбор за разумное время. Чип помещается в удобный корпус. Перед тем как завести машину, владелец должен вставить его в специальное гнездо и выключить иммобилайзер. В системах с ручным набором кода для того, чтобы выключить иммобилайзер необходимо ввести установленный владельцем код. Для затруднения демонтажа угонщиком, иммобилайзеры часто выполняются без соединительных разъемов с применением одноцветной проводки, маркированной только на концах проводников. После монтажа маркировка удаляется. Достоинства и недостатки двух типов иммобилайзеров представлены в табл. 6.1 гл. 6 .

Электронные сигнализации

В отличие от иммобилайзера сигнализация имеет дистанционное управление в виде кодового брелока, с помощью которого владелец может включать и выключать сигнализацию на расстоянии. Обычно, фирмы-изготовители, указывают гарантированное расстояние около 10 м, но практически оно достигает 60...100 м. При использовании автомобиля несколькими водителями недостаточно двух брелоков из комплекта. При этом можно использовать сигнализации с ╚запоминанием╩ брелоков. В этом случае один брелок может использоваться и для нескольких автомобилей. Современные сигнализации имеют ряд сервисных возможностей, таких как: управление центральным замком, люком, стеклоподъемниками, гаражный режим, дистанционное включение двигателя и т.д. Как правило, сигнализация частично выполняет и функции иммобилайзера, т.е. позволяет разорвать одну-две цепи в автомобиле. Некоторые модели включают в себя полноценный иммобилайзер. Включенная сигнализация контролирует ряд точек в автомобиле, и, в случае вторжения, включает звуковые и световые сигналы для привлечения внимания. Количество контролируемых точек зависит от комплекта поставки и количества дополнительных датчиков, подключенных к сигнализации. По конструктивному исполнению сигнализации делятся на два типа: компактные и классические (подробнее см. гл. 6 ). Сигнализация устанавливается не только на автомобилях, но и на мотоциклах. Учитывая незащищенность органов управления мотоцикла и жизненно важных элементов, здесь сигнализация необходима еще в большей степени, чем на автомобиле. Для мотоциклов используются те же комплекты сигнализации, что и для автомобиля. При монтаже следует очень тщательно маскировать элементы сигнализации. Рекомендуемое размещение датчиков и блоков представлено на рис. 6.9 гл.6 ╚ОС╩. Если используется простой моноблочный комплект, то его следует располагать в недоступном месте. В этом случае, наиболее эффективными являются моноблоки с автономным питанием. При попытке отключить сигнализацию или аккумулятор, такая сигнализация срабатывает и ╚кричит╩ до тех пор, пока ее не отключат или не разрядятся аккумуляторы.

Датчики применяемые в автомобилях

Ударный датчик

Датчик представляет собой устройство, которое улавливает вибрации корпуса автомобиля. Если амплитуда вибраций превышает заданную величину, ударный датчик вызывает срабатывание сигнализации. Традиционно, ударные датчики являются самыми простыми и дешевыми, среди применяемых в автомобильных сигнализациях. Они поставляются, как правило, в базовом комплекте. Серьезными недостатком ударных датчиков является нечувствительность к качанию и высокая чувствительность к помехам. Ударный датчик может с большим приоритетом срабатывать на проезжающие мимо тяжелые грузовики, чем на откручивание колеса автомобиля.

Датчик качания автомобиля

Очень простой датчик, пользующийся популярностью у наших соотечественников. В импортных моделях представлен незначительно (в 2...3 образцах, VISION, BOSH). Он состоит из двух магнитов и катушки. Один магнит закреплен неподвижно, а второй подвешен в магнитном поле первого.

Ультразвуковой сканер

Ультразвуковой сканер предназначен для обнаружения движения в салоне. Действие основано на интерференции ультразвуковых колебаний и эффекте Доплера. В его состав входят излучатель ультразвука и приемник (рис. 6.10 гл.6), которые разносятся в салоне автомобиля. При закрытых окнах, пространство контролируемое сканером ограничено салоном автомобиля. Надежно работает в дорогих моделях.

Микроволновой сканер

Микроволновой сканер обнаруживает движения внутри салона и вблизи автомобиля. Его действие основано на интерференции радиоволн сантиметрового диапазона, излучаемых датчиком. Устройство очень эффективно, но нуждается в тщательной регулировке, так как его действие может распространяться за пределами автомобиля и вызывать ложные срабатывания. Микроволновой сканер нечувствителен к движению потоков теплого воздуха, шумам и вибрациям, но не обнаруживает медленных движений.

Датчик изменения объема салона

Обнаруживает изменение давления воздуха в салоне при открывании двери. Распространенный тип датчика - AU-95T.

Датчик разбития стекла

Датчик микрофонного типа, реагирует на характерный звук разбитого стекла. Однопороговые датчики срабатывают даже от звона разбиваемой рядом с автомобилем бутылки, а при понижении чувствительности - вовсе не реагируют. Срабатывание таких датчиков в большой степени зависит от сорта стекла, его толщины и расположения датчика относительно стекла.

Датчик падения напряжения бортсети

При включении какого-либо электрооборудования в бортсети автомобиля возникают небольшие броски напряжения. Датчик анализирует броски напряжения, идентифицирует подключение и выдает сигнал вторжения в автомобиль.

Дополнительные аксессуары к автосигнализациям

При всей мудрености автосигнализаций единственным фактором, непосредственно воздействующим на угонщика, является звук сирены. Некоторые производители предлагают устройства, расширяющие этот спектр.

Центральный замок

Центральный замок предназначен для одновременного отпирания (запирания) всех дверей автомобиля. В ряде моделей управление может осуществляться от любой из передних дверей.

Дополнительный замок капота

Дополнительный замок капота является вспомогательным, но полезным устройством. Открыв капот автомобиля, угонщик получает доступ ко многим, жизненно важным, узлам автомобиля и электронной сигнализации. Выведя из строя сирену, злоумышленник может без помех демонтировать сигнализацию и узлы блокировки. Установка дополнительного замка капота, открываемого из салона не просто ручкой, а ключом, сильно затрудняет эти действия. Кроме того замок имеет цепь, разрывающую зажигание.

Электростеклоподъемники

Электростеклоподъемники представляют собой электроприводы, предназначенные для поднятия и опускания дверных стекол. Управление стеклоподъемниками осуществляется с помощью клавиш, устанавливаемых в удобном месте салона.

Блоки управления стеклоподъемниками

Для владельцев автомобилей, уже оборудованных электростеклоподъемниками, предлагаются дополнительные блоки управления, которые позволяют автоматически закрывать окна автомобиля при постановке сигнализации на охрану.

Топливные электроклапаны

Дополнительный топливный электроклапан, управляемый сигнализацией, иммобилайзером или потайным переключателем, может серьезно помешать угону, так как находится обычно в труднодоступном месте и скрыт от угонщика.

Пейджеры

Пейджер автомобильной сигнализации представляет собой миниатюрный (размером с половину пачки сигарет) приемник, который владелец машины носит с собой. При использовании пейджера, к автосигнализации подключается передатчик, который включается при срабатывании сигнализации. Сигналы от передатчика улавливаются приемником и, в случае совпадения кодов передатчика и приемника, пейджер выдает звуковой сигнал. Реальный радиус действия пейджеров в условиях города колеблется от 300 до 1000 м. Некоторые фирмы указывают радиус действия около 5 км, но эта дальность, по видимому, относится к условиям пустыни. Пейджеры, исследованные автором, работали в двух диапазонах: 27 МГц и 300 МГц при мощности передатчика 1,5...4 Вт и 0,5 Вт соответственно (табл. 6.3 гл. 6 ).

Пиропатроны и дымовая пушка

Пиропатроны с краской и слезоточивым газом выстреливают несмываемую краску или слезоточивый газ в салон автомобиля. Дымовая пушка заполняет салон белым дымом и рассчитана на многоразовое использование. К оборудованию автомобиля подобными средствами следует относиться с осторожностью, чтобы езда на нем не превратилась в езду на пороховой бочке. Во всяком случае нужно быть уверенным в 100%-ной надежности системы.

Эффективность автосигнализаций

На все многочисленные вопросы, возникающие при выборе автосигнализации, среднестатистический владелец автомобиля, обычно, хочет получить два ответа: насколько хорошо будет выполнятся главная задача - охрана его собственности и сколько это будет стоить. Другими словами, в большинстве случаев речь идет не о мегагерцах и децибелах, а об эффективности системы охраны. По количеству функций, одновременно выполняемых той или иной системой, эффективность автосигнализации, в первом приближении, можно оценить, анализируя табл. 6.5 гл. 6 . Для тех, кто хочет убедиться в адекватности вложенных средств и степени приобретенной защиты, не лишним будет более подробно вникнуть в значение, перечисленных в таблице характеристик.

Кодовый брелок

Приобретая сигнализацию, покупатель задает естественный вопрос - легко ли подобрать ╚ключ╩ к этому электронному замку? Кодовый брелок сигнализации - это миниатюрный передатчик, работающий, как правило, в диапазоне дециметровых волн (200...450 МГц). Реже встречаются модели, работающие на инфракрасных лучах. Они отличаются малым радиусом действия. Рабочие частоты передатчиков постоянны и нормированы контрольными органами электросвязи стран, в которые эти устройства ввозятся. Рабочие частоты охранных систем для некоторых стран представлены в табл. 6.6 гл.6. До последнего времени в Украине ввоз автосигнализаций не контролировался ГИЭ (государственная инспекция электросвязи). По факту, наибольшее распространение здесь получили сигнализации, работающие на частотах 300 и 433,92 МГц. Для того, чтобы исключить возможность выключения сигнализации нежелательными лицами, применяется кодирование передатчиков. Уровень секретности кодов различных сигнализаций значительно отличается. В устаревших сигнализациях применялись коды с числом комбинаций до 512. Подбор такого кода занимает менее 1 минуты. Количество комбинаций кодов в современных сигнализациях может достигать нескольких миллиардов. Для кодирования сигнала передатчика и последующего его декодирования используются комплекты специализированных микросхем, некоторые из которых представлены в табл. 6.7 гл.6. Для того, чтобы оценить секретность кодировки необходимо обратить внимание на перечисленные ниже особенности, указываемые в рекламной информации.

Антисканирование

Этот термин обозначает то, что злоумышленник не сможет снять сигнализацию с охраны с помощью сканера. Сканер - это относительно несложное устройство, которое последовательно воспроизводит коды в формате взламываемой сигнализации. Систему с антисканированием нельзя выключить перебором кодов брелока, так как при приеме неверного кода она на некоторое время блокируется. При достаточно большом числе возможных кодов, перебор займет нереально много времени. Технология антисканирования применяется уже несколько лет и не является новинкой. Системы с антисканированием не защищены от перехвата кодов из эфира с помощью специальных устройств (граберов или перехватчиков кодов).

Динамический код

Технология динамических (прыгающих, плавающих) кодов делает невозможным как перехват кодов из эфира, так и их подбор. Действительный код шифруется таким образом, что при каждой передаче излучается внешне совершенно другая кодовая посылка. В приемнике действительный код восстанавливается путем математической обработки. Перехват кодов становится бессмысленным, так как невозможно предсказать какая следующая кодовая комбинация снимет сигнализацию с охраны. Простое повторение предыдущей посылки не приведет к выключению сигнализации, так как бывшие в прошлом посылки считаются уже недействительными. Предсказать будущие посылки чрезвычайно сложно. Для того, чтобы предугадать какая кодовая посылка будет в следующий раз, необходимо знать алгоритм шифровки кода и большое количество выборок кодов конкретного брелока. Кодовые комбинации повторяются с очень большим интервалом. Исследования модели MICROCAR 052.1 показали, что для данной модели этот период составляет более 65000 нажатий. Можно считать, что в процессе эксплуатации, передаваемые кодовые комбинации ни разу не повторятся - сигнализация автомобиля не служит более 20 лет. Коды-идентификаторы брелоков автосигнализаций с плавающими кодами записываются в заводских условиях и являются уникальными, не подлежащими замене в процессе эксплуатации. Технология плавающих кодов очень эффективно защищает сигнализацию от взлома с помощью электронных средств.

Запоминание новых брелоков

Многие сигнализации и иммобилайзеры могут помнить 4...8 брелоков-передатчиков. Воспользовавшись этим свойством можно управлять одним брелоком несколькими однотипными сигнализациями, установленными на разных машинах или обеспечить нескольких человек брелоками для открывания одной машины.

Автосигнализации с брелоками-передатчиками на ИК-лучах

Для сигнализаций, оснащенных брелоками на ИК-лучах, перехват кодов весьма затруднен ввиду малого радиуса действия и направленности брелоков-передатчиков (приходится направлять брелок в определенное место салона автомобиля на расстоянии нескольких метров). Эта особенность может создавать неудобства. ИК-брелоки используются в следующих сигнализациях:

  • BOSH Blocktronic IR-US;
  • BOSH Blocktronic IM-US;
  • Pilot.
Технологические особенности, затрудняющие демонтаж охранных устройств

В некоторых моделях, например, MICROCAR 054.1, применяются металлический неразъемный корпус без соединительных разъемов. Для затруднения демонтажа сигнализации угонщиком применяется проводка одноцветными маркированными только на концах проводниками. При монтаже маркировка удаляется.

Устойчивость к повреждению электропитания

Кроме вопросов, связанных с защитой от электронного взлома, необходимо обратить внимание на устойчивость системы к повреждению электропитания. Самым доступным и достаточно эффективным устройством, которое повышает надежность сигнализации, является сирена с автономным питанием. Применение сирены с автономным питанием позволяет поднять тревогу в ситуации, когда злоумышленникам удалось обесточить бортсеть автомобиля.

Установка противоугонных устройств

Процесс установки приобретенных охранных устройств является очень ответственным моментом в судьбе Вашего автомобиля, сродни хирургическому вмешательству. От качества проведения работ и квалификации монтажников на 50% зависит эффективность защиты Вашего автомобиля и отсутствие огорчений при эксплуатация. Не стоит доверять такую дорогую и сложную вещь как автомобиль первому встречному. Некоторые ╚умельцы╩ предлагают свои услуги сами не зная, за что берутся. В результате - сгоревшая проводка, поврежденные борткомпьютеры, возгорания. По сравнению с этим, неработающая сигнализация может показаться пустяком. Неподготовленный автоэлектрик, скорее всего, сможет по документации правильно выполнить подсоединения, но и в этом случае часто возникают вопросы с эксплуатацией и программированием. Целесообразно обращаться в специализированные фирмы, занимающиеся продажей и установкой сигнализаций и на СТО, обслуживающие данную марку автомобиля, если там есть специалист по установке сигнализаций. Солидные фирмы, устанавливающие сигнализации, дают гарантию на изделия и на монтаж. Установка простой моноблочной сигнализации может выполняться самостоятельно автолюбителем (рис. 6.18 гл. 6 ). Цветовая маркировка проводников может несколько отличаться от приведенной.    

Источники информации: [8] - Лаврус В.С. Охранные Системы. К.: НиТ, 1996. - 128 с.

 

 

 

www.irkidei.ru

Наука и техника. Статьи. Устойчивость охранных устройств к эл. взлому

Сергей ТОПЧИЙ

Полная версия статьи с диаграммами и схемами (формат PDF, 79 кбайт)

 

Приобретая сигнализацию покупатель задает себе естественный вопрос – легко ли подобрать «ключ» к этому электронному замку? Для того чтобы исключить возможность выключения сигнализации нежелательными лицами применяется кодирование передатчиков. Уровень секретности кодов различных сигнализаций значительно отличается. В устаревших сигнализациях применялись коды с числом комбинаций до 512, Подбор такого кода занимает менее 1 минуты. Количество комбинаций кодов в современных сигнализациях может достигать нескольких тысяч миллиардов. Для кодирования сигнала передатчика и последующего его декодирования используются комплекты специализированных микросхем, некоторые из которых представлены в таблице ниже или универсальные микроконтроллера с соответствующим программным обеспечением. Для того чтобы оценить секретность кодировки необходимо обратить внимание на следующие особенности, указываемые в рекламной информации:

Антисканирование

Этот термин обозначает то, что злоумышленник не сможет снять сигнализацию с охраны с помощью сканера. Сканер – это относительно несложное устройство, которое последовательно воспроизводит коды в формате взламываемой сигнализации. Систему с антисканированием нельзя выключить перебором кодов брелока, так как при приеме неверного кода она, на некоторое время блокируется, увеличивая время, необходимое для сканирования. Блокировка снимается многократной передачей правильного кода. При достаточно большом числе возможных кодов перебор займет нереально много времени. Технология антисканирования применяется уже несколько лет и не является новинкой. Системы с антисканированием не защищены от перехвата кодов из эфира с помощью специальных устройств (грабберов или перехватчиков кодов). Антисканирующая пауза является необходимым атрибутом и в системах с динамическим кодом.

Динамический, прыгающий, плавающий код (jumping, hopping, floating и т.д.)

Технология плавающих кодов делает невозможным, как перехват кодов из эфира, так и их подбор. Действительный код шифруется таким образом, что при каждой передаче излучается внешне совершенно другая кодовая посылка. В приемнике действительный код восстанавливается путем математической обработки. Перехват кодов становится бессмысленным, так как невозможно предсказать какая следующая кодовая комбинация снимет сигнализацию с охраны. Простое повторение предыдущей посылки не приведет к выключению сигнализации, так как бывшие в прошлом посылки считаются недействительными. Предсказать же будущую посылку теоретически можно, только зная алгоритм шифрования кода, который держится фирмой-изготовителем в секрете и достаточное количество выборок кода для анализа. Кодовые комбинации повторяются с очень большим интервалом. Исследования модели MICROCAR 052.1 показали, что для данной модели этот период составляет более 65000 нажатий. Можно сказать что, в процессе эксплуатации, передаваемые кодовые комбинации не разу не повторяются – машина не служит 20 лет. Коды-идентификаторы брелоков автосигнализаций с плавающими кодами записываются в заводских условиях и являются уникальными не подлежащими замене в процессе эксплуатации. Технология плавающих кодов очень эффективно защищает сигнализацию от взлома с помощью электронных средств. Степень защиты от расшифровки зависит от применяемого алгоритма кодирования. Приведенные ниже рис. 1 и 2 позволяют наглядно оценить, на сколько изменяются коды передатчика при четырех последовательных нажатиях кнопки брелока у различных распространенных систем сигнализации.

Двойной динамический код

С тех пор, как код – граббер перестал быть экзотикой и доступен угонщикам, все большое значение уделяется степени секретности кодовой посылки, передаваемой с брелока. Как результат этого процесса все большее число систем выпускается с динамическим кодом. Никто не оспаривает его преимуществ. Однако и он не может считаться панацеей на все случаи. Если алгоритм изменения становится известен, (а он известен, по крайней мере, разработчику), то внедриться в систему остается делом техники. Не даром система кодировки так тщательно засекречивается и скрывается производителями сигнализаций. Для исключения и этой возможности для электронного взлома разработан так называемый D2-код, сущность которого заключается в том, что каждому брелоку, помимо разрядного номера, присвоен еще и свой индивидуальный закон изменения кода. Это индивидуальное правило записывается в декодер один раз при вводе (программировании) брелока, в эфире больше не появляется и радиоперехвату недоступно. Таким образом, даже разработчик системы, обладая всей необходимой информацией о способах кодирования и соответствующей аппаратурой, не сможет расшифровать этот код. Специалисты считают, что динамический код с индивидуальным законом изменения для каждого брелока это тот уровень секретности, когда вопрос о дальнейшем совершенствовании отпадает, по крайней мере, на ближайшие 20...30 лет.

Формирование динамического кода

Прыгающий код KEELOQ фирмы Microchip

Основные термины

Код изготовителя (Manufacturer's Code) – 64-битовое слово, уникальное для каждого изготовителя, используется, для того чтобы произвести уникальный кодирующий ключ в каждом передатчике.

Кодирующий ключ (Encoder Key) – 64-битовый ключ, уникальный для каждого передатчика. Ключ кодирующего устройства управляет алгоритмом дешифрования и хранится в EEPROM микросхемы декодера.

Обучение – приемник в режиме обучения использует информацию, которая передана, чтобы получить передатчика, дешифровать диапазон дискриминации, и синхронизировать счетчик.

Ключ кодирующего устройства – функция кода изготовителя и серийного номера устройства и-или величина начального смещения. Кодеры и декодеры используют технологию прыгающего кода KeeLoq и алгоритм шифрования KeeLoq.

Прыгающий код – метод, при которым код, переданный с передатчика на приемник является различным, при каждом нажатии кнопки. Этот метод, вместе с длиной передачи 66 битов, фактически делает невозможным перехват или подбор кода.

Принцип работы кодера

Кодирующие устройства серии HCS имеют небольшой массив EEPROM-памяти, который должен быть загружен несколькими параметрами перед использованием.

Наиболее важный из этих величин:

  • кодирующий ключ, который генерируется;
  • 16-битовое число в счетчике синхронизации;
  • 28-битовый серийный номер, который, как предполагается, является уникальным для каждого кодера.

Изготовитель программирует серийный номер для каждого кодера во время продукции, в то время как «Алгоритм генерирования ключа» генерирует кодирующий ключ (рис. 1а).

Исходные данные к алгоритму генерирования ключа включают в себя серийный номер кодера и 64-битного код изготовителя, который создается во время изготовления.

Обратите внимание: код изготовителя – самая важная часть секретности системы. Следовательно по отношению к этому коду должны приниматься все возможные предосторожности.

Счетчик синхронизации с 16-битным основанием служит для модификации передаваемого кода, при каждой передаче и обновляется каждый раз по нажатию кнопки.

Благодаря сложности алгоритма шифрования KEELOQ, изменение в одном бите величины счетчика синхронизации приводит к большим изменениям в передаваемом коде.

Имеется связь (рис. 3) между величинами в СППЗУ и фактическим выходным кодовым словом.

Если только кодер обнаруживает, что кнопка была нажата, он считывает состояние входных сигналов и модифицирует счетчик синхронизации.

Величина из счетчика синхронизации обрабатывается вместе с кодирующим ключом алгоритмом шифрования KEELOQ, в результате получаются 32 бита шифрованной информации.

Эти данные изменятся с каждым нажатием кнопки. Это и упоминается как прыгающая часть кодового слова.

32-битовая часть с прыгающим кодом объединена с информацией о нажатой кнопке и серийным номером, чтобы формировать кодовое слово, передаваемое на приемник.

Принцип работы декодера

Прежде, чем передатчик и приемник смогут работать вместе, приемник должен сначала обучиться и сохранять некоторую информацию из передатчика.

Эта информация включает контрольную сумму серийного номера, кодирования ключ, и текущую величину счетчика синхронизации.

Когда сообщение верного формата обнаружено, приемник сначала сравнивает серийный номер.

Если контрольная сумма серийного номера соответствует запомненному ранее передатчику, сообщение дешифруется.

Затем, приемник проверяет расшифрованную величину счетчика синхронизации сравнивая ее с тем, что сохранено в памяти. Если величина счетчика синхронизации удовлетворяет, то допустимое сообщение принимается. Рис. 4 показывает связь между некоторыми из величин, сохраняемых приемником и величинами, полученными от передатчика.

Кодеры и декодеры фирмы Holteс

Кодер HT6P26 обеспечивает передачу 4 битов данных к декодерам HT6P36.

HT6P26 имеет внутренний 16-битовый случайный счетчик синхронизации. При передаче очередного кода величина случайного счетчика изменится, и величина изменения передается декодеру.

Передаваемое кодовое слово разделено на нечетное и четное окно.

И нечетное, и четное окно включает в себя 8 пилотных битов, 1/3 стартовых биты, 24 катящихся бита, 16 битов индекса, 16 случайных битов и 4 бита данных (рис. 5).

«Катящиеся» биты и «случайные» биты генерируются различными алгоритмами шифрования (рис. 6).

Биты данных устанавливаются по состоянию выводов данных.

Синхронизация системы с динамическим кодом

Для того чтобы обеспечить невозможность вскрытия сигнализации уже переданными ранее комбинациями в системах с динамическим кодом в кодовой посылке присутствует информация о том, сколько раз нажималась кнопка брелока с момента программирования микросхемы кодера изготовителем. При запоминании брелока микросхемой декодера (процедура learning) состояния счетчиков в кодере и декодере уравниваются. Каждый раз при получении кода счетчик декодера следит за тем чтобы счетчик кодера указывал на большее или равное значение. Только тогда принятый код считается верным. Разница между счетчиком декодера и счетчиком кодера при которой код все еще считается верным различна для устройств разных изготовителей и может составлять величину от единиц до сотен.

Синхронизация декодера HT6P36

В начале использования декодера, необходимо выполнить операцию «обучения», чтобы сохранить шифрованный код-идентификатор и значение счетчика синхронизации в СППЗУ.

16-разрядный счетчик синхронизации хранится в СППЗУ. Декодер автоматический создает «окно синхронизации». Ширина «окна синхронизации» – 256. Начало – «текущее состояние счетчика», конец – «текущее состояние счетчика + 255».

Если декодер получает надлежащий катящийся код, и полученное значение счетчика синхронизации будет находиться в пределах окна синхронизации, декодер активизирует выход декодера и обновит положение «окна синхронизации».

С другой стороны, если полученный код индекса вне «окно синхронизации», система дистанционного управления не будет работать и ее придется заново синхронизировать.

Синхронизации кодера HT6P60 и HT6P50 фирмы Holtec

В режиме дистанционного управления, если rolling-код правильно получен, и полученный rolling-адрес не большие чем на 6 указателя адреса СППЗУ, кодер и декодер считаются синхронизированными.

Указатель адреса декодера модифицируется для согласования с полученным rolling-адресом. С другой стороны, если разница между полученным rolling-адресом и внутренним указателем адреса декодера больше чем 6, кодер и декодер считаются рассинхронизированными, и декодер блокируется.

Успешное распознавание кода возможно только при условии синхронизации кодера и декодера. Для этого необходимо передать декодеру два последовательных rolling-адреса, и никакие ошибки не должны быть обнаружены декодером внутри 3-секундного интервала.

То есть вход данных кодера должен быть активирован дважды последовательно в течении 3 секунд, чтобы повторно синхронизировать декодер с кодером.

Окно синхронизации прыгающего кода KeeLoq

Кодовые брелоки

Кодовый брелок сигнализации – это миниатюрный передатчик (рис. 9), работающий в диапазоне дециметровых волн (200...450 МГц). Реже встречаются модели, работающие на инфракрасных лучах, они отличаются малым радиусом действия. Рабочие частоты передатчиков постоянны и нормированы контрольными органами электросвязи стран в которые эти устройства ввозятся.

Поскольку в Украине ввоз автосигнализаций до последнего времени не контролировался ГИЭ можно сказать, что по факту здесь наиболее распространены сигнализации работающие на частотах 300 и 434 МГц.

Для передачи кода в эфир используется однотранзисторный генератор, работающий на одной из вышеуказанных частот. В современных сигнализациях, во избежание ухода частоты при изменении температуры и влажности, частота передачи стабилизируется с помощью фильтров на поверхностных акустических волнах (рис. 10). Для воспроизведения кода – идентификатора в брелоках используются специализированные микросхемы – кодеры, а также, запрограммированные соответствующим образом, микроконтроллеры.

Таблица 1

Рабочие частоты охранных систем для некоторых стран

СтранаЧастота, МГц
Франция224,5
Италия, США, Испания, Австралия, Греция300,1
Великобритания418
Германия, Бенилюкс, Скандинавия433,92

Таблица 2

КодерыДекодерыФирма-изготовительХарактеристики
MC145026MC145027B, MC145028BMotorolaФиксированный код, 512 комбинаций
HT6P20HT6P11HoltecФиксированный код, 224 комбинаций
HT6P26HT6P36HoltecДинамический код, 224 комбинаций
HCS300HCS512MicrochipДинамический код
TRC1300, TRC1315TRC1300, TRC1315Texas InstrumentsДинамический код, 40-битовый идентификатор, 1 триллион комбинаций

Таблица 3

ТИПКодерДекодерКоличество комбинацийТип кодаЗадание кода
CIFFORD IntelGuard 90016-023-381DЦентральный процессор Плавающийна заводе
Prestige APS-250NTK03SNTK01A Плавающийна заводе
Prestige APS-400NTK03TЦентральный процессор AXC11A Плавающийна заводе
Prestige APS-600NTK03TЦентральный процессор Плавающийна заводе
Excalibur 900jxNTK03SЦентральный процессор Плавающийна заводе
Excalibur 1000jxNTK03SЦентральный процессор Плавающийна заводе
Crime Guard 745iNTK03SЦентральный процессор Плавающийна заводе
Micro 052.1YC03/WNYC03/N Плавающийна заводе
COBRACOPL311-RHHЦентральный процессор Фиксированныйна заводе
Kontroller KL360PT2262PT2272-L459049исп. 19639ФиксированныйПеремычками
AUDIOVOX AA-9247TS-556Центральный процессор Фиксированныйна заводе
Saca plusAX5326S-3AX5227P-B6561ФиксированныйПеремычками
Sun-2AX5326S-3AX5227P-B6561ФиксированныйПеремычками
VISIONAX5326S-3Центральный процессор6561ФиксированныйПеремычками
SunflashHT600HT604L177147  
использ.6561ФиксированныйПеремычками   
PolicoHT600HT604L177147  
использ.6561ФиксированныйПеремычками   
Sun-1HT6207HT604L19638ФиксированныйПеремычками
GFM-500VD5012VD5013256ФиксированныйПеремычками
Запоминание новых брелоков

Многие сигнализации и иммобилайзеры могут помнить несколько (4...8) брелоков-передатчиков. Воспользовавшись этим свойством можно управлять одним брелоком несколькими однотипными сигнализациями, установленными на разных машинах или обеспечить нескольких человек брелоками для открывания одной машины. Все модели CLIFFORD, PRESTIGE, EXCALIBUR имеют возможность запоминания новых брелоков

Автосигнализации с брелоками-передатчиками на ИК-лучах

Для сигнализации оснащенных брелоками на ИК – лучах перехват кодов весьма затруднен из-за малого радиуса действия и направленности брелоков-передатчиков (при пользовании их приходится направлять в определенное место салона автомобиля с расстояния не более нескольких метров). Эта особенность может создавать неудобства при пользовании. Сигнализации с ИК-брелоками: BOSH Blocktronic IR-US, BOSH Blocktronic IM-US

Полезные примочки

Устройство для проверки кодовых брелоков

Это приспособление при своей очевидной простоте позволяет не только проверять и настраивать кодовые брелоки автосигнализаций, но и оценить степень секретности кода. Устройство представляет собой обычный детекторный приемник на частоты 280...450 МГц (рис. 11). Устройство желательно расположить в плоском пластмассовом корпусе. Петлю из медного одножильного проводника следует поместить в корпус так, чтобы она располагалась параллельно верхней поверхности корпуса на минимальном расстоянии от нее. Переменный конденсатор припаивается непосредственно к петле, а ручка выводится наружу. Проверяемый брелок укладывают на верхнюю поверхность устройства. При нажатии кнопки на брелоке в телефоне слышится звуковой сигнал.. Ориентируя брелок, и вращая ручку переменного конденсатора добиваются максимальной громкости сигнала. По громкости сигнала можно оценить исправность брелока и степень разряда батареи. По положению ручки конденсатора можно определить рабочую частоту брелока, если предварительно наклеить бумажную шкалу и откалибровать ее по брелокам с известной рабочей частотой, поставив соответствующие метки. Настроить брелок со смещенной частотой передатчика можно, установив ручку переменного конденсатора, в положение соответствующее требуемой частоте и вращая шлиц подстроечного конденсатора внутри брелока до достижения максимума сигнала. Известно, что в сигнализациях со сложными длинными кодами передача ведется медленнее для повышения достоверности приема, а кодовые посылки длиннее, чем в простых системах. Частота и длина посылок кодовых брелоков прекрасно прослушивается в телефон приведенного устройства. Попробуйте проверить подряд брелоки от CLIFFORD и TOPP GUNN или SACA. Посылки от брелока CLIFFORD поступают редко и имеют низкий тон, они намного длиннее посылок брелока от TOPP GUNN, которые поступают очень часто и намного выше по тону. При желании кодовые последовательности брелоков легко посмотреть на осциллографе. Для этого потребуется изменить схему устройства в соответствии с рис. 12.

Устройство для проверки и настройки пейджеров

Иногда при установке пейджера возникают проблемы связанные с недостаточным радиусом действия. Настройка антенны пейджера в очень большей степени зависит от способа ее укладки в салоне автомобиля, поэтому заводскую настройку выходного контура передатчика нельзя считать оптимальной. Настройка выходного контура методом проб и ошибок с помощью приемника пейджера утомительна и занимает много времени. Для объективной оценки уровня мощности сигнала в антенне пейджера предназначено описываемое ниже устройство, схема которого приведена на рис. 13. Устройство представляет собой диполь с резонансной частотой 300...450 МГц, что соответствует рабочей частоте большинства распространенных пейджеров.

Диполь снабжен детектором и измерительной головкой, по которой осуществляется отсчет. Выполнять диполь следует из толстой медной проволоки или трубок. Устройство позволяет быстро настроить передатчик пейджера по максимуму сигнала. С потерей чувствительности схема работает и в диапазоне 27 МГц. При работе следует включить пейджер и, поднося устройство к антенне добиться того, чтобы стрелка прибора расположилась на середине шкалы. После чего устройство следует зафиксировать и, вращая элементы настройки выходного контура передатчика добиться максимальных показаний прибора.

 

Полная версия статьи с диаграммами и схемами (формат PDF, 79 кбайт)

Об авторе:

Сергей Леонидович Топчий, инженерe-mail: [email protected]

Назад

fbm2000.narod.ru


Смотрите также