Тема: «Нервная система» Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы. Во время обеда у автомобилиста сработала автосигнализация


5.4.1.Нервная система. Общий план строения. Функции

5.4.1.Нервная система. Общий план строения. Функции

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: вегетативная нервная система, головной мозг, гормоны, гуморальная регуляция, двигательная зона, железы, внутренней секреции, железы, смешанной секреции, кора больших полушарий, парасимпатическая нервная система, периферическая нервная система, рефлекс, рефлекторные дуги, симпатическая нервная система, синапс, соматическая нервная система, спинной мозг, центральная нервная система.

Нервная система контролирует, координирует и регулирует согласованную работу всех систем органов, связь организма с внешней средой, поддержание постоянства состава его внутренней среды. Нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом. Периферическая нервная система состоит из черепно-мозговых и спинномозговых нервов с их корешками, ветвями и нервными окончаниями, а также нервными узлами или ганглиями. Часть периферической нервной системы, иннервирующая скелетную мускулатуру, называется соматической нервной системой. Другая часть периферической нервной системы, отвечающая за иннервацию внутренних органов, кровеносной и эндокринной систем, регуляцию обменных процессов называется вегетативной, или автономной нервной системой. Вегетативная нервная система делится на парасимпатическую и симпатическую.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон. Его основными свойствами являются возбудимость и проводимость. Нейроны состоят из тела и отростков. Длинный единичный отросток, предающий нервный импульс от тела нейрона к другим нервным клеткам, называется аксоном. Короткие отростки, по которым импульс проводится к телу нейрона, называются дендритами. Их может быть один или несколько. Аксоны, объединяясь в пучки, образуют нервы.

Нейроны связаны между собой синапсами – пространством между соседними клетками, в котором осуществляется химическая передача нервного импульса с одного нейрона на другой. Синапсы могут возникать между аксоном одного нейрона и телом другого, между аксонами и дендритами соседних нейронов, между одноименными отростками нейронов.

Импульсы в синапсах передаются с помощью нейромедиаторов – биологически активных веществ – норадреналина, ацетилхолина и др. Молекулы медиаторов в результате взаимодействия с клеточной мембраной меняют ее проницаемость для ионов Ка+ , К+ и Сl-. Это приводит к возбуждению нейрона. Распространение возбуждения связано с таким свойством нервной ткани, как проводимость. Существуют синапсы, которые тормозят передачу нервного импульса.

В зависимости от выполняемой ими функции выделяют следующие типы нейронов:

– чувствительные, или рецепторные, тела которых лежат вне ЦНС. Они передают импульс от рецепторов в ЦНС;

– вставочные, осуществляющие передачу возбуждения с чувствительного на исполнительный нейрон. Эти нейроны лежат в пределах ЦНС;

– исполнительные, или двигательные, тела которых находятся в ЦНС или в симпатических и парасимпатических узлах. Они обеспечивают передачу импульсов от ЦНС к рабочим органам.

Нервная регуляция осуществляется рефлекторно. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы. Нервный импульс, возникший при раздражении, проходит определенный путь, называемый рефлекторной дугой. Простейшая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Большинство рефлекторных дуг состоит из нескольких нейронов.

Рефлекторная дуга чаще всего состоит из следующих звеньев: рецептор – нервное окончание, воспринимающее раздражение. Находятся в органах, мышцах, коже и т.д. Чувствительный нейрон, передающий импульс в ЦНС. Вставочный нейрон, лежащий в ЦНС (головном или спинном мозге), исполнительный (двигательный) нейрон, передающий импульс к исполнительному органу или железе.

Соматические рефлекторные дуги осуществляют двигательные рефлексы. Вегетативные рефлекторные дуги координируют работу внутренних органов.

Рефлекторная реакция заключается не только в возбуждении, но и в торможении, т.е. в задержке или ослаблении возникшего возбуждения. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивают согласованную работу организма.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть А

А1. В основе нервной регуляции лежит

1) электрохимическая передача сигнала

2) химическая передача сигнала

3) механическое распространение сигнала

4) химическая и механическая передача сигнала

А2. Центральная нервная система состоит из

1) головного мозга

2) спинного мозга

3) головного, спинного мозга и нервов

4) головного и спинного мозга

А3. Элементарной единицей нервной ткани является

1) нефрон 2) аксон 3) нейрон 4) дендрит

А4. Место передачи нервного импульса с нейрона на нейрон называется

1) телом нейрона 3) нервным узлом

2) нервным синапсом 4) вставочным нейроном

А5. При возбуждении вкусовых рецепторов начинает выделяться слюна. Эта реакция называется

1) инстинкт 3) рефлекс

2) привычка 4) навык

А6. Вегетативная нервная система регулирует деятельность

1) дыхательных мышц 3) сердечной мышцы

2) мышц лица 4) мышц конечностей

А7. Какой участок рефлекторной дуги передает сигнал вставочному нейрону

1) чувствительный нейрон 3) рецептор

2) двигательный нейрон 4) рабочий орган

А8. Рецептор раздражается сигналом, поступившим от

1) чувствительного нейрона

2) вставочного нейрона

3) двигательного нейрона

4) внешнего или внутреннего раздражителя

А9. Длинные отростки нейронов объединяются в

1) нервные волокна 3) серое вещество мозга

2) рефлекторные дуги 4) глиальные клетки

А10. Медиатор обеспечивает передачу возбуждения в виде

1) электрического сигнала

2) механического раздражения

3) химического сигнала

4) звукового сигнала

А11. Во время обеда у автомобилиста сработала автосигнализация. Что из перечисленного может произойти в этот момент в коре мозга головного этого человека

1) возбуждение в зрительном центре

2) торможение в пищеварительном центре

3) возбуждение в пищеварительном центре

4) торможение в слуховом центре

А12. При ожоге возбуждение возникает

1) в телах исполнительных нейронов

2) в рецепторах

3) в любом участке нервной ткани

4) во вставочных нейронах

А13. Функция вставочных нейронов спинного мозга заключается в

1) восприятии раздражения

2) проведении импульсов от рецепторов к ЦНС

3) проведении импульсов от ЦНС к органам

4) проведении импульсов внутри ЦНС

Часть В

В1. Выберите звенья рефлекторной дуги, передающие импульс от органа в ЦНС

1) двигательный нейрон 4) вставочный нейрон

2) рецептор 5) двигательный нейрон

3) чувствительный нейрон 6) нервный центр

В2. Каковы функции рецепторов?

1) восприятие раздражения из внешней среды

2) проведение импульса из спинного мозга в головной

3) анализ раздражения в коре мозга

4) преобразование раздражения в нервный импульс

5) проведение импульса по нерву

6) прием сигнала от внутренних органов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

В то время, когда хозяин автомобиля обедал, во дворе сработала автосигнализация. У автовладельца возникло торможение в центре

Artur333 / 25 нояб. 2013 г., 20:03:12

клетки во время митоза участвуют:

1) микрофиламенты, 2) микротрубочки, 3) микротрубочки и микрофиламенты, 4) промежуточные филаменты

2) Молекула лактозы состоит из остатков:

1) глюкозы, 2) галактозы, 3) фруктозы и галактозы, 4) галактозы и глюкозы

3) Углеводами образованы:

клеточная мембрана, 2) хитиновые покровы членистоногих, 3) панцирь черепахи, 4) шерсть млекопитающих

4) Комбинативная изменчивость связана с :

1) мутациями генов, 2) хромосомными рекомбинациями, 3) хромосомными мутациями, 4) модификациями

5) Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается:

1) нуклеиновыми кислотами, 2) углеводами, 3) белками, 4) липидами

6) К фагоцитозу наименее способны:

1) бактерии, 2) инфузории, 3) лейкоциты человека, 4) амебы

7) Минимальной эволюционирующей еденицей является:

1) сообщество, 2) вид, 3) особь, 4) популяция

8) Наибольшую длину хромосома имеет во время:

1) интерфазы, 2) профазы, 3) анафазы, 4) телофазы

9) Исходным материалом для микроэволюции служит:

1) модификация, 2) фенотипная пластичность, 3) фенокопия, 4) мутация

10) Какой из перечисленных ниже органов не связан с иммунной системой:

1) поджелудочная железа, 2) лимфатические узлы, 3) тимус, 4) селезенка

13) Какие из перечисленных ниже клеток не делятся митозом 1) зиготы, 2) споры, 3) сперматозоиды, 4)клетки эпителия

14) Хромосомы растений состоят из :

1) белка, 2) ДНК, 3) РНК , 4 ) белка и ДНК

15) В каком случае показано анализирующее скрещивание

1) ааbb x aabb 2) AABb x AABB 3) AaBb x aabb 4) aaBB x aabb

16) Покоящаяся вирусная частица

1) эмбрион, 2) вибрион, 3) варигон, 4) вирион

17) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне,

1) поедают растительноядных животных, 2) используют свою пищу примерно на 10%, 3) живут в сходных местообитаниях, 4) кормовая база их очень разнообразна

18) Последовательность нуклеотидов в и - РНК комплентарна последовательности

1) двух цепочках молекулы ДНК, 2) одной цепочке молекулы ДНК, одной молекуле т - РНК, всех молекул т - РНК,

19) К какой функциональной группе организмов в биоценозе относятся насекомые - опылители?

1) продуценты, 2) консументы 1 порядка, 3) консументы 2 порядка, 4) редуценты

20) высшие растения произошли от:

1) бурых и красных водорослей, 2) риниофитов и сине-зеленых водорослей, 3) риниофитов и бурых водорослей, 4) зеленых водорослей

21) Оболочка клеток растений может содержать целлюлозу, лигнин, пектин. В какой последовательности включаются эти компоненты при ее образовании?

1) целлюлоза, пектин, лигнин, 2) целлюлоза, лигнин, пектин, 3) пектин, целлюлоза, лигнин, 4) пектин, легнин, целлюлоза

22) Исследования состояния ДНК показали, что одно из соотношений может меняться

1) А/Г, 2) Г/Ц, 3) А+Т / Г+Ц, 4) А+Г/Т+Ц

23) Гаметофитическая генерация создается

1) оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, 2) митотическим делением клеток спородонта, 3) гаплоидной спорой, которая делится митозом, 4) соединением женских и мужских клеток спорофита

24) Наиболее высокое осмотическое давление свойственно клеткам:

1) гидрофитов, 2) мезофитов, 3) ксерофитов, 4) галофитов

25) Общей тенденцией в эволюции насекомых является:

1) увеличение размеров, 2) уменьшение размеров, 3) у одних - к увеличению, у других - к уменьшению, 4) размеры не связаны с процессом эволюции

26) Концентрация этого вещества в Броуменовых капсулах здоровой почки равняется 0,1, в то время как концентрация данного вещества в моче в норме равна нулю. Это:

1) фосфат кальция, 2) глюкоза, 3) мочевина, 4) хлористое железо

27) Мужской гаметофит в цикле воспроизведения сосны образуется после:

1) второго деления 2) четвертого деления, 3) восьмого деления, 4) шестнадцатого деления

28) Поверхностный комплекс клетки включает:

1) плазмалемму, 2) гликокаликс, 3) матрикс, 4) цитозоль

29) Дезоксинуклеотид - трифосфаты необходимы для процесса:

1) репликации, 2) транскрипции, 3) теиновой репарации, 4) трансляции

30) Белки содежащие гемм:

1) миоглобин, 2) цитохромы, 3) ДНК- полимераза, 4) миелопероксидаза

algebra.neznaka.ru

Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы И

www.shkolageo.ru 1

тема: «Нервная система»

Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы

Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы

И.П.Павлов

Задание 2. Проверьте себя.

Задание 2. Проверьте себя.

1 Сколько сантиметров составляет в среднем длина спинного мозга у взрослого человека?

2. Из каких сегментов состоит спинной мозг?

3. Где располагаются проводящие пути спинного мозга?

4. Какую функцию выполняет серое вещество спинного мозга?)

5. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны?

6. Что соответствует проводниковой функции спинного мозга?

7. Какие отростки нейрона передают импульсы от тела нейрона к органам?

8. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

10. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

ответы

  • . Сколько сантиметров составляет в среднем длина спинного мозга у взрослого человека? (около 45 см)

  • 2. Из каких сегментов состоит спинной мозг? (31-32 сегментов)

  • 3. Где располагаются проводящие пути спинного мозга? (в белом веществе)

  • 4. Какую функцию выполняет серое вещество спинного мозга? (рефлекторную)

  • 5. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны? (в переднем корешке)

  • 6. Что соответствует проводниковой функции спинного мозга? (коленный рефлекс)

  • 7. Какие отростки нейрона передают импульсы от тела нейрона к органам? (аксон)

  • 8. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны? (передают импульсы от органов в головной мозг)

  • 9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны? (передают импульсы от головного мозга к органам)

  • 10. Какую функцию выполняют вставочные нейроны? (проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому)

Практическая работа

Перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Физкультминутка

1. Вытяните вперед правую руку. Указательным пальцем коснитесь кончика носа. Какой отдел мозга участвовал в осуществлении этого движения, координируя деятельность мышц руки и определяя траекторию движения?

А) спинной мозг

Б) продолговатый мозг

С) мозжечок

Д) средний мозг

Е) кора больших полушарий

задачи

  • Задача №1 Продолговатый мозг

  • Нога двигается, но не чувствует боли.

  •  

  • Задача №2 Мозжечок

  • Нога не двигается (паралич), но чувствует боль.

  •  

  • Задача№3 Промежуточный мозг

  • Нога лишилась чувствительности и парализована.

  •  

  • Задача№4 Средний мозг

  • После операционного удаления какого-то отдела головного мозга, собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей. Какой отдел мозга у нее удален?

  •  

  • Задача№5 Большие полушария головного мозга

  • Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосигнализация. У хозяина возникло торможение? В каком центре?

Ответы

  • Задача №1 Продолговатый мозг

  • Нога двигается, но не чувствует боли. Ответ: повреждены задние корешки мозга.

  •  

  • Задача №2 Мозжечок

  • Нога не двигается (паралич), но чувствует боль. Ответ: повреждены передние корешки мозга.

  •  

  • Задача№3 Промежуточный мозг

  • Нога лишилась чувствительности и парализована. Ответ: повреждены передние и задние корешки мозга.

  •  

  • Задача№4 Средний мозг

  • После операционного удаления какого-то отдела головного мозга, собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей. Какой отдел мозга у нее удален? Ответ: Кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

  •  

  • Задача№5 Большие полушария головного мозга

  • Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосигнализация. У хозяина возникло торможение? В каком центре? Ответ: в пищеварительном.

Вегетативная (автономная) нервная система

  • Симпатический отдел «настраивает» органы на работу в условиях интенсивной внешней деятельности организма (борьба, бегство и т.п.), а парасимпатический — на работу в условиях внешнего покоя (поглощение пищи, сон и т.п.).

Влияние отделов вегетативной нервной системы на работу органов

Влияние отделов вегетативной нервной системы на работу органов

кроссворд «Термины»

  • Используя термины, разгадайте кроссворд.

  • 1. Скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых общей оболочкой (нервы).

  • 2. Специальные чувствительные образования, воспринимающие внешние и внутренние раздражения и преобразующие их в нервные возбуждения, которые передаются в центральную нервную систему (рецепторы).

  • 3. Одноядерная клетка, состоящая из тела и отростков (нейрон).

  • 4. Множество коротких цитоплазматических отростков нервной клетки (дендриты).

  • 5. Один длинный цитоплазматический отросток нейрона (аксон).

  • 6. Нервные узлы, расположенные в разных участках тела (ганглии).

  • 7. Ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой (рефлекс).

  • 8. Место контакта отростка нервной клетки с другой клеткой (синапс).

  • 9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы во время рефлекса (рефлекторная дуга).

кроссворд «Термины»

Значение нервной системы:

1. Регулирует функции организма;

2.Обеспечивает согласованную работу всех частей организма;

3.Устанавливает взаимосвязь организма с окружающей средой.

www.shkolageo.ru

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

по биологии 2015-16 учебного года.

10-11 класс

Часть I.

Вопросы с одним ответом. Максимальное количество баллов - 30

1. К каким тканям относятся прокамбий, камбий, феллоген?

а) к основным б) к покровным

в) проводящим г) образовательным

2. Двусторонней симметрией обладают:

  1. медузы в) гидры

  2. кораллы г) насекомые

3. Первое деление мейоза I называют редукционным, так как:

а) происходит расхождение к полюсам сестринских хроматид

б) происходит расхождение к полюсам целых хромосом из гомологичных пар

в) происходит расхождение фрагментов хромосом

г) происходит увеличение числа хромосом

4.Органы боковой линии у земноводных

а) отсутствуют б) имеются у личинок

в) имеются у взрослых г) имеются у личинок и взрослых

5.Плавательный пузырь костных рыб является

а) гидростатическим органом б) органом равновесия

в) органом дыхания г) органом передвижения

6.Хрящевые рыбы размножаются

а) откладыванием яиц б) яйцеживорождением

в) откладыванием яиц и яйцеживорождением г) икрометанием

7.Речной угорь, обитающий в Европе и Северной Америке, нерестится:

а) каждую весну в ручьях и верховьях рек;

б) ежегодно летом в озерах и старицах;

в) раз в 4-5 лет на морских мелководьях;

г) один раз в жизни в Саргассовом море на глубине в несколько сотен метров.

8. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей мере, чем остальные:

а) строение нервной системы

б) перьевой покров

в) строение яйца

г) строение скелета

9.Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают: а) повороты глазного яблока; б) сжатие стенок лимфатических сосудов; в) сужение зрачка; г) расширение зрачка.

10. Функции, характерные для лейкоцитов:

а) перенос кислорода б) фагоцитоз

в) перенос углекислого газа г) свертывание крови

11. Вакцина:

а) усиленная культура возбудителей болезни б) сыворотка крови с антителами в) сыворотка крови г) ослабленная культура возбудителей болезни

12. Выдох осуществляется благодаря:

а) торможению дыхательного центра б) расслаблению диафрагмы

в) сокращению диафрагмы г) расслаблению межреберных мышц

13. Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосигнализация. У хозяина торможение возникло в центре:

а) зрительном; б) двигательном;

в) пищеварительном; г) слуховом.

14. Возбуждение от ЦНС к органу или железам передается по:

а) чувствительным нейронам; б) исполнительным нейронам;

в) вставочным нейронам; г) чувствительным и вставочным нейронам.

15. К железам смешанной секреции относится:

а) гипофиз; б) поджелудочная железа;

в) щитовидная железа; г) надпочечники.

16. Гормоны — это:

а) белки, катализирующие химические реакции;

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;

в) соединения белков и витаминов;

г) биологически активные вещества, вырабатываемы организмом.

17. Действие адреналина на сердечную деятельность сходно с действием:

а) симпатической нервной системы; б) парасимпатической нервной системы;

в) соматической нервной системы; г) обоих отделов вегетативной нервной системы.

18. К кретинизму приводит недостаток:

а) норадреналина; б) инсулина; в) тироксина; г) адреналина.

19. Регуляция уровня гормонов в крови осуществляется

а) только нервным механизмом; б) только гуморальным механизмом;

в) нейрогуморальным механизмом; г) инъекциями.

20. У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются: а) бесполыми особями; б) гермафродитами; в) самцами и самками с недоразвитой половой системой; г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.

21.Наиболее крупная систематическая единица:

  1. Отдел в) Царство

  2. Вид г) Семейство

22.К низшим растениям относят:

  1. Хвощи в) Папоротники

  2. Мхи г) Водоросли

23. В половом размножении растений принимают участие:

  1. Гаметы в) Клетки листа

  2. Споры г) Корень

24. Астра и георгин относятся к семейству сложноцветных, так как:

  1. У них сходное строение стебля

  2. Они имеют сходное строение корней

  3. У них сходное строение цветка и плода

25. Папоротник в отличие от водорослей имеет:

  1. Ткани и органы в) Клеточное строение

  2. Хлоропласты в клетках

26. К признакам класса земноводных относят:

  1. Хитиновый покров в) Размножение откладыванием яиц

  2. Жабры г) Голую кожу

27. Нерест – это:

  1. Способ размножения

  2. Сложное инстинктивное поведение в период размножения

  3. Условия, вызывающие замор рыбы

  4. Способы заботы о потомстве

28. Сердце у земноводных состоит из:

  1. Двух камер в) Четырех камер

  2. Трех камер г) Пяти камер

29. Животное, которое не относится к классу млекопитающих:

  1. Черепаха в) Синий кит

  2. Летучая мышь г) Мышь

30. Наружное ухо впервые появилось у:

  1. Пресмыкающихся в) Земноводных

  2. Млекопитающих г) Птиц

Часть II.

Вопросы с одним ответом. Максимальное количество баллов- 30

Вначале выбрать правильные ответы, а затем в ответах найти данную комбинацию ответов.

  1. Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов. I. Крупные воздухоносные полости.II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.V. Слабо развитую ксилему. а)I,II,III,IV; б)I.III,V; в)I,II,III,V; г)I,II,III,IV,V.

  2. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава.II. Осока.III. Бамбук.IV. Сахарный тростник.V. Финиковая пальма. а)I,II,V; б)I.III; в)I,V; г)I,III,IV.

  3. Потребление пищи имеет большое значение для жизнедеятельности животных. Для хищников важно еще ее и добыть. Какие, из перечисленных морских хищных рыб, используют стратегию активного преследования добычи? I. Тунец.II. Зубатка.III. Рыба-меч.IV. Макрель.V. Палтус. а)I,III,IV; б)II,IV,V; в)I,II,V; г)I.II,IV.

  4. Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде? I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше.II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде.III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды. а) I и II; б) I и III; в) II и III; г) I, II и III.

  5. У взрослого человека могут отсутствовать ферменты, расщепляющие до мономеров следующие соединения: I. Целлюлоза.II. Лактоза.III. Сахароза.IV. Крахмал.V. Гликоген. а)I,II,IV,V; б)IиII; в) толькоIV; г)I,IV,V.

  6. Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубцаRна кардиограмме.II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта.III. Повышенный уровень холестерина в крови.IV. Пониженное артериальное давление.V. Аритмия сердечных сокращений. а)I,II,V; б)IиII; в)IIиV; г)I,II,IV,V.

  7. Сено прокипятили в воде. Затем полученный отвар охладили и добавили в него воду из пруда, содержащую только гетеротрофных простейших. После этого полученную смесь содержали в темноте в течение длительного времени. Что из следующего верно? I. Будет происходить гетеротрофная сукцессия простейших с возрастанием общей биомассы.II. Энергия системы максимальна в начале своего существования.III. Будет происходить сукцессия, которая, в конечном счете, достигнет устойчивого состояния, при котором будет поддерживаться поток энергии.IV. Сначала в экосистеме будет происходить сукцессия, но в конце все организмы погибнут или перейдут в покоящиеся стадии. а) I и III; б) II и IV; в) II и III; г) I и IV.

  8. Охота на северных морских слонов снизила к концу 19 века численность их популяции всего до 20 особей. Сейчас численность популяции восстановлена до более, чем 30 000 особей. Но их геномы до сих пор несут последствия этого эффекта бутылочного горлышка по сравнению с популяцией южных морских слонов, за которыми не так интенсивно охотились. Этот эффект бутылочного горлышка проявляется в виде: I. Изобилия уникальных мутаций.II. Снижения частоты летальных рецессивных аллелей.III. Снижения генетической изменчивости.IV. Увеличения размера популяции. а) I и II; б) II и III; в) I, II и IV; г) IIи IV.

  9. Что справедливо и для дрейфа генов, и для естественного отбора? I. Оба представляют механизмы эволюции. II. Оба являются совершенно случайными процессами. III. Оба обычно приводят к адаптациям. IV. Оба влияют на генетический состав популяции. а) I и II; б) I и III; в) II и III; г) I и IV.

  10. Каким образом вода транспортируется через плазматическую мембрану? I. Путем пассивной диффузии через мембрану.II. Путем облегченной диффузии с использованием переносчика.III. Активно против градиента концентрации с затратой энергии.IV. Путем обмена на молекулу глицерина.V. Через регулируемые потенциалом каналы. а)I,III,IV; б)IиV; в)I,II, г)IиIII.

studfiles.net

Тесты по подготовке к егэ на тему Нервная система

А1. В основе нервной регуляции лежит 1) электрохимическая передача сигнала 2) химическая передача сигнала 3) механическое распространение сигнала 4) химическая и механическая передача сигнала  А2. Центральная нервная система состоит из1) головного мозга    3) головного, спинного мозга и нервов 2) спинного мозга     4) головного и спинного мозга  А3. Элементарной единицей нервной ткани является 1) нефрон 2) аксон 3) нейрон 4) дендрит  А4. Место передачи нервного импульса с нейрона на нейрон называется 1) телом нейрона          3) нервным узлом 2) нервным синапсом   4) вставочным нейроном  А5. При возбуждении вкусовых рецепторов начинает выделяться слюна. Эта реакция называется 1) инстинкт  2) привычка  3) рефлекс   4) навык  А6. Вегетативная нервная система регулирует деятельность 1) дыхательных мышц   3) сердечной мышцы 2) мышц лица                 4) мышц конечностей  А7. Какой участок рефлекторной дуги передает сигнал вставочному нейрону 1) чувствительный нейрон   3) рецептор 2) двигательный нейрон      4) рабочий орган  А8. Рецептор раздражается сигналом, поступившим от1) чувствительного нейрона   2) вставочного нейрона 3) двигательного нейрона      4) внешнего или внутреннего раздражителя  А9. Длинные отростки нейронов объединяются в1) нервные волокна             3) серое вещество мозга 2) рефлекторные дуги         4) глиальные клетки  А10. Медиатор обеспечивает передачу возбуждения в виде 1) электрического сигнала  2) механического раздражения 3) химического сигнала      4) звукового сигнала  А11. Во время обеда у автомобилиста сработала автосигнализация. Что из перечисленного может произойти в этот момент в коре мозга головного этого человека 1) возбуждение в зрительном центре 2) торможение в пищеварительном центре 3) возбуждение в пищеварительном центре 4) торможение в слуховом центре  А12. При ожоге возбуждение возникает 1) в телах исполнительных нейронов  2) в рецепторах 3) в любом участке нервной ткани      4) во вставочных нейронах  А13. Функция вставочных нейронов спинного мозга заключается в1) восприятии раздражения 2) проведении импульсов от рецепторов к ЦНС 3) проведении импульсов от ЦНС к органам 4) проведении импульсов внутри ЦНС А14. Возбуждение по нервной клетке распространяется следующим путем:а) дендрит – синапс – тело нейрона – аксон; б) аксон – тело нейрона – дендрит – синапс;в) дендрит – тело нейрона – аксон – синапс;г) дендрит – синапс – аксон – тело нейрона.А15. Максимальная скорость распространения нервного импульса:а) 30 м/c;б) 60 м/c;в) 120 м/c;г) 240 м/c; А16. В височной доле коры головного мозга располагается высший отдел:а) вкусового анализатора;б) слухового анализатора;в) зрительного анализатора;г) кожного анализатора. А17. Серое вещество мозга состоит из:а) тел нейронов и их немиелинизированных отростков; б) только тел нейронов;в) аксонов;г) дендритов. А18. В затылочной зоне коры головного мозга располагает высший отдел:а) зрительного анализатора; б) слухового анализатора;в) кожного анализатора;г) обонятельного анализатора; А19. При активизации парасимпатической нервной системы наблюдается:а) расширение зрачков;б) учащение дыхания;в) учащение сердцебиения;г) усиление пищеварения. А20. Средний мозг не выполняет функцию:а) регуляции просвета зрачка расширение зрачков;б) аккомодации глаз учащение дыхания;в) образования условных рефлексов;г) образования ориентировочного рефлекса. А21. Собака не может попасть мордой в миску с едой, у нее ослаблен мышечный тонус, утрачена способность к слитным мышечным сокращениям. Это симптомы поражения:а) продолговатого мозга;б) моста;в) мозжечка;г) коры больших полушарий. А22. К одной из функций вегетативной нервной системы относится:а) регуляция сокращений скелетной мускулатуры;б) координация движений;в) управление речью;г) регуляция постоянства внутренней среды организма. А23.Секреция адреналина у человека усиливается под действием симпатических нервов парасимпатических нервов соматического отдела нервной системы гормона роста А24.Если у человека повысилось артериальное давление, то сигналы, приходящие в продолговатый мозг от рецепторов давления в аорте, будут тормозить ядро блуждающего нерва активировать ядро блуждающего нерва активировать синтез инсулина активировать симпатическую нервную систему А25.При попадании пищи в ротовую полость начинается выделение рефлекторное желудочного сока. Дуга этого рефлекса замыкается через1продолговатый мозг 2средний мозг 3шейный отдел спинного мозга 4крестцовый отдел спинного мозга А26. Барорецепторы реагируют на повышение кровяного давления. При активации барорецепторов1активируется действие блуждающего нерва на сердце 2подавляется действие блуждающего нерва на сердце 3активируется действие симпатических нервов на сердце 4активируется действие соматического отдела нервной системы на сердце А27.Учение о второй сигнальной системе создал 1П.К. Анохин 2И.М. Сеченов 3А.А. Ухтомский 4И.П. Павлов А28.Высшим центром контроля нейрогуморальной регуляции организма человека является 1гипофиз 2спинной мозг 3продолговатый мозг 4гипоталамус А29. Рецепторы, запускающие коленный рефлекс, находятся у человека в1мышце 2сухожилии 3коленной чашечке 4коже колена А30. Секреция адреналина у человека усиливается под действием 1симпатических нервов 2парасимпатических нервов 3соматического отдела нервной системы 4гормона роста А31.Если у человека повысилось артериальное давление, то сигналы, приходящие в продолговатый мозг от рецепторов давления в аорте, будут 1тормозить ядро блуждающего нерва 2активировать ядро блуждающего нерва 3активировать синтез инсулина 4активировать симпатическую нервную систему А32.При попадании пищи в ротовую полость начинается выделение рефлекторное желудочного сока. Дуга этого рефлекса замыкается через1продолговатый мозг 2средний мозг 3шейный отдел спинного мозга 4крестцовый отдел спинного мозга А33. 1. Нервная регуляция осуществляется с помощью: а) нервных импульсов; б) витаминов; в) гормонов; г) ферментов А34. Нервная система выполняет следующую функцию: а) транспорт питательных веществ; б) гуморальная регуляция; в) связь организма с внешней средой; г) удаление вредных продуктов. А35. Где находится зрительная зона головного мозга? а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; г) височная. А36. Слуховая зона расположена в: а)лобной доле, б) височной, в) затылочной, г) теменной А37. Пищеварительный центр расположен: а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе. А 38.Суть нервной регуляции: 1) электрохимический импульс; 2) электробиологический импульс; 3) мышечный имульс; 4) химическая реакция Ответ: 1) электрохимический импульс  А39. Вставочный нейрон получает сигнал от:  1) мотонейрона; 2) рецепторов; 3) центральной нервной системы; 4) чувствительного нейрона Ответ: 4) чувствительный нейрон;  А40. Продолговатый мозг:  1) координирует движения тела; 2) контролирует условные рефлексы; 3) управляет дыханием и кровообращением; 4) координирует работу желез организма Ответ: 3) управление дыханием и кровообращением;  А41. Совместная работа головного и спинного мозга контролирует:  1) осанку человека; 2) речь; 3) работу сердца; 4) речь Ответ: 3) работу сердца;  А42.При травме затылочной части головы могут возникнуть нарушения:   1) речи; 2) памяти; 3) зрения; 4) слуха Ответ: 3) зрения;  А43.Вегетативная нервная система контролируется работой:  1) гипофиза; 2) мозжечка; 3) корой мозга; 4) теменной долей Ответ: 1) гипофиза;  А44.Замедление дыхания и снижение пульса после физических нагрузок происходит за счет работы:   1) соматической нс; 2) периферической нс; 3) симпатической нервной системы; 4) парасимпатической нс Ответ: 4) парасимпатической нс   А45.Количество нейронов. участвующих в передаче сигнала от рецепторов желудка к центральной нервной системе и обратно:  1) один; 2) два; 3) три; 4) четыре Ответ: 3) три; А46. Какую функцию выполняет гипоталамус?  1) отвечает за иммунный ответ 2) управляет эндокринной системой 3) секретирует инсулин 4) регулирует менструальный цикл   В1. Выберите звенья рефлекторной дуги, передающие импульс от органа в ЦНС 1) двигательный нейрон   2) рецептор                       3) чувствительный нейрон 4) вставочный нейрон     5) двигательный нейрон 6) нервный центр  В2. Каковы функции рецепторов? 1) восприятие раздражения из внешней среды 2) проведение импульса из спинного мозга в головной 3) анализ раздражения в коре мозга 4) преобразование раздражения в нервный импульс 5) проведение импульса по нерву 6) прием сигнала от внутренних органов  В3. При активизации симпатического отдела вегетативной нервной системы происходит:1) учащение дыхания и сердцебиения;2) усиление потоотделения;3) усиление слюноотделения;4) расширение зрачка;5) улучшение пищеварения;6) повышение уровня инсулина в крови В4. Соотнесите отделы мозга и выполняемые функции. Продолговатый мозг Мозжечок Средний мозг Промежуточный мозг Конечный мозг (КБП)   а) отвечает за произвольные движения, контролирует процессы научения, приобретения навыков.б) регулирует дыхание и сердцебиение, содержит центры кашля и рвотыв) контролирует работу эндокринных железг) координирует движенияд) осуществляет первичную обработку зрительной и слуховой информации В5. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга. Особенности строения и функции: 1) является продолжением спинного мозга. 2) состоит из парных полушариев и соединяющей их непарной части. 3) Обеспечивает координацию движений. 4) регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность. 5) обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту. Отделы мозга: А) мозжечок; Б) продолговатый мозг. В6. Белое вещество переднего отдела головного мозга:        А) образует его кору,        Б) расположено под корой,        В) состоит из нервных волокон,        Г) образует подкорковые ядра,        Д) соединяет кору головного мозга с другими отделами головного мозга и со спинным мозгом,        Е) выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов тела. В7. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?        А) мышц верхних и нижних конечностей,        Б) сердца и кровеносных сосудов,        В) органов пищеварения,        Г) мимических мышц,        Д) почек и мочевого пузыря,        Е) диафрагмы и межрёберных мышц. В8. К периферической нервной системе относят:        А) мост,        Б) мозжечок,        В) нервные узлы,        Г) спинной мозг,        Д) чувствительные нервы,        Е) двигательные нервы. В9. В мозжечке лежат центры регуляции:        А) мышечного тонуса,        Б) сосудистого тонуса,        В) позы и равновесия тела,        Г) координации движений,        Д) эмоций,        Е) вдоха и выдоха.   В10. Установите соответствие между отдельной функцией нейрона и типом нейрона, который эту функцию выполняет.           ФУНКЦИИ  НЕЙРОНОВ                                                  ТИПЫ  НЕЙРОНОВ    1) осуществляют передачу с одного нейрона                          А) чувствительные,        на другой в головном мозге,                                                  Б) вставочные,    2) передают нервные импульсы от органов                             В) двигательные.        чувств в мозг,    3) передают нервные импульсы мышцам,    4) передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг,    5) передают нервные импульсы к железам. В11. Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.          ВЫПОЛНЯЕМЫЕ  ФУНКЦИИ                        ОТДЕЛ  НЕРВНОЙ  СИСТЕМЫ    1) сужает сосуды,                                                        А) симпатическая,    2) урежает ритм работы сердца,                                Б) парасимпатическая.    3) сужает бронхи,    4) расширяет зрачок. В12. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.           СТРОЕНИЕ  И  ФУНКЦИИ                                       ОТРОСТОК  НЕЙРОНА    1) проводит сигнал к телу нейрона,                                          А) аксон,    2) снаружи покрыт миелиновой оболочкой,                            Б) дендрит.    3) короткий и сильно ветвится,    4) участвует в образовании нервных волокон,    5) проводит сигнал от тела нейрона. В13. Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.           СВОЙСТВА                                                        ТИП  НЕРВНОЙ  СИСТЕМЫ    1) иннервирует кожу и скелетные мышцы,                        А) соматическая,    2) иннервирует все внутренние органы,                             Б) вегетативная.    3) способствует поддержанию связи организма        с внешней средой,    4) регулирует обменные процессы, рост организма,    5) действия подконтрольны сознанию (произвольны),    6) действия неподвластны сознанию (автономны). В14. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.        ПРИМЕРЫ  НЕРВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ              ФУНКЦИИ СПИННОГО                                                                                                             МОЗГА    1) коленный рефлекс,                                                               А) рефлекторная,    2) передача нервного импульса из спинного                         Б) проводниковая.        мозга  в головной,    3) разгибание конечностей,    4) отдёргивание руки от горячего предмета,    5) передача нервного импульса из мозга         к мышцам конечностей. В15. Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.            ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ                                 ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО                      И ФУНКЦИЙ                                                              МОЗГА    1) содержит дыхательный центр,                                      А) продолговатый мозг,    2) поверхность поделена на доли,                                     Б) передний мозг.    3) воспринимает и обрабатывает информацию от       органов чувств,    4) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы,    5) содержит центры защитных реакций организма – кашля   и чихания.

Установите соответствие между функциями и отделами головного мозга человека.   ФУНКЦИИ   ОТДЕЛЫ A) координация движений Б) регуляция дыхания B) регуляция пищеварения Г) первичная обработка зрительной и слуховой информации Д) поддержание равновесия тела Е) осуществление ориентировочного рефлекса   1) продолговатый мозг 2) мозжечок 3) средний мозг

  В6.  Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.   ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ   ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ А) направляет импульсы к скелетным мышцам Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов В) обеспечивает перемещение тела в пространстве Г) регулирует работу сердца Д) регулирует работу пищеварительных желёз   1) соматическая 2) вегетативная ФУНКЦИИ ОТДЕЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ   ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ А) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы Б) отвечает за выработку условных рефлексов В) содержит дыхательный центр Г) анализирует зрительные и слуховые раздражения Д) запускает реакцию кашля и чихания Е) контролирует тонкие движения пальцев   1) продолговатый мозг 2) кора головного мозга В7. Установите соответствие между функцией отдела нервной системы человека и отделом, выполняющим данную функцию.   Установите соответствие между эффектом воздействия отдела вегетативной нервной системы и отделом.   ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ   ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ A) расширяет зрачки Б) сужает зрачки B) повышает амплитуду сердечных сокращений Г) снижает кровяное давление Д) уменьшает вентиляцию лёгких   1) симпатическая 2) парасимпатическая Почему при глотании прекращается дыхание и урежается сердцебиение? Какова роль в этих процессах нервной системы? Дайте ответ, используя знания о процессах, протекающих в нервной системе. 1) Нервные центры всех трёх рефлексов сосредоточены в продолговатом мозге. 2) В момент возбуждения нервного центра, обеспечивающего акт глотания, автоматически происходит торможение центров дыхания и сердцебиения. Дыхание прекращается, а сердце в этот момент сокращается реже Задание 4. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их. 1.    1. У человека трубчатый тип нервной системы. 2. Нервную систему человека разделяют на центральную и вегетативную. 3. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. 4. Вегетативная нервная система состоит из нервных волокон, координирующих деятельность скелетных и гладких мышц, а также внутренних органов и желез. 5. Принцип деятельности нервной системы – рефлекторный. 6. В результате возбуждения рецепторов импульс передается в рабочий орган, который отвечает на раздражение определенным образом. 2.    1. Нервный импульс, дойдя до следующего нейрона, может вызвать его возбуждение или торможение. 2. Центры, участвующие в регуляции обмена веществ, теплообразовании и теплоотдаче расположены в промежуточном мозге, а центры, регулирующие смену сна и бодрствования - в среднем мозге. 3. Моторная зона коры больших полушарий находится в лобной доле. 4. Зона кожно-мышечной чувствительности находится в теменной доле.5. Обонятельная и вкусовая зоны коры больших полушарий находится в затылочной доле. 6. У правшей центры, отвечающие за произношение (артикуляцию), движение руки при письме находятся в правом полушарии мозга. С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.      1. Кора больших полушарий образована серым веществом.      2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.      3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.      4. Зрительная зона находится в лобной доле.      5. Слуховая зона находится в теменной доле. С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.      1. Нервная система делится на центральную и соматическую.      2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.      3. Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного    мозга.      4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

Задание 7. Определите, что изображено на рисунке под цифрами. Какими функциями обладают данные структуры       Какой цифрой обозначена сетчатка глаза?

1) А 2) Б 3) В 4) Г Г — двигательный нейрон  А — рабочий орган Б — вставочный нейрон В — чувствительный нейрон Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга человека, в котором располагаются центры речи?  

Какой цифрой обозначена на рисунке теменная кость

1)1 2)2 3)3 4)4

weburok.com

«Нервная система» Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы

тема: «Нервная система»

Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы

Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы

И.П.Павлов

Задание 2. Проверьте себя.

Задание 2. Проверьте себя.

1 Сколько сантиметров составляет в среднем длина спинного мозга у взрослого человека?

2. Из каких сегментов состоит спинной мозг?

3. Где располагаются проводящие пути спинного мозга?

4. Какую функцию выполняет серое вещество спинного мозга?)

5. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны?

6. Что соответствует проводниковой функции спинного мозга?

7. Какие отростки нейрона передают импульсы от тела нейрона к органам?

8. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

10. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

ответы

  • . Сколько сантиметров составляет в среднем длина спинного мозга у взрослого человека? (около 45 см)

  • 2. Из каких сегментов состоит спинной мозг? (31-32 сегментов)

  • 3. Где располагаются проводящие пути спинного мозга? (в белом веществе)

  • 4. Какую функцию выполняет серое вещество спинного мозга? (рефлекторную)

  • 5. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны? (в переднем корешке)

  • 6. Что соответствует проводниковой функции спинного мозга? (коленный рефлекс)

  • 7. Какие отростки нейрона передают импульсы от тела нейрона к органам? (аксон)

  • 8. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны? (передают импульсы от органов в головной мозг)

  • 9. Какую функцию выполняют двигательные нейроны? (передают импульсы от головного мозга к органам)

  • 10. Какую функцию выполняют вставочные нейроны? (проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому)

Практическая работа

Перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Физкультминутка

1. Вытяните вперед правую руку. Указательным пальцем коснитесь кончика носа. Какой отдел мозга участвовал в осуществлении этого движения, координируя деятельность мышц руки и определяя траекторию движения?

А) спинной мозг

Б) продолговатый мозг

С) мозжечок

Д) средний мозг

Е) кора больших полушарий

задачи

  • Задача №1 Продолговатый мозг

  • Нога двигается, но не чувствует боли.

  •  

  • Задача №2 Мозжечок

  • Нога не двигается (паралич), но чувствует боль.

  •  

  • Задача№3 Промежуточный мозг

  • Нога лишилась чувствительности и парализована.

  •  

  • Задача№4 Средний мозг

  • После операционного удаления какого-то отдела головного мозга, собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей. Какой отдел мозга у нее удален?

  •  

  • Задача№5 Большие полушария головного мозга

  • Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосигнализация. У хозяина возникло торможение? В каком центре?

Ответы

  • Задача №1 Продолговатый мозг

  • Нога двигается, но не чувствует боли. Ответ: повреждены задние корешки мозга.

  •  

  • Задача №2 Мозжечок

  • Нога не двигается (паралич), но чувствует боль. Ответ: повреждены передние корешки мозга.

  •  

  • Задача№3 Промежуточный мозг

  • Нога лишилась чувствительности и парализована. Ответ: повреждены передние и задние корешки мозга.

  •  

  • Задача№4 Средний мозг

  • После операционного удаления какого-то отдела головного мозга, собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей. Какой отдел мозга у нее удален? Ответ: Кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

  •  

  • Задача№5 Большие полушария головного мозга

  • Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосигнализация. У хозяина возникло торможение? В каком центре? Ответ: в пищеварительном.

Вегетативная (автономная) нервная система

  • Симпатический отдел «настраивает» органы на работу в условиях интенсивной внешней деятельности организма (борьба, бегство и т.п.), а парасимпатический — на работу в условиях внешнего покоя (поглощение пищи, сон и т.п.).

Влияние отделов вегетативной нервной системы на работу органов

Влияние отделов вегетативной нервной системы на работу органов

кроссворд «Термины»

  • Используя термины, разгадайте кроссворд.

  • 1. Скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых общей оболочкой (нервы).

  • 2. Специальные чувствительные образования, воспринимающие внешние и внутренние раздражения и преобразующие их в нервные возбуждения, которые передаются в центральную нервную систему (рецепторы).

  • 3. Одноядерная клетка, состоящая из тела и отростков (нейрон).

  • 4. Множество коротких цитоплазматических отростков нервной клетки (дендриты).

  • 5. Один длинный цитоплазматический отросток нейрона (аксон).

  • 6. Нервные узлы, расположенные в разных участках тела (ганглии).

  • 7. Ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой (рефлекс).

  • 8. Место контакта отростка нервной клетки с другой клеткой (синапс).

  • 9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы во время рефлекса (рефлекторная дуга).

кроссворд «Термины»

Значение нервной системы:

1. Регулирует функции организма;

2.Обеспечивает согласованную работу всех частей организма;

3.Устанавливает взаимосвязь организма с окружающей средой.

rpp.nashaucheba.ru

ЕГЭ по биологии. А 34.

ЕГЭ по биологии

Вопросы, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения

А34

Учитель биологии

Древс С.А.

МБОУ гремячевская СОШ

Кулебаки 2014г.

Линия А34

Линия А34 включает задания повышенного уровня, контролирующие результаты освоения учебного материала по темам «Человек. Нейро-гуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность».

Для успешного выполнения заданий данной линии школьники должны усвоить следующее содержание:

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная и эндокринная системы органов.

Анализаторы, их звенья: рецепторы(периферическое воспринимающее звено), нервные пути (проводниковое звено), мозговые центры (центральное обрабатывающее звено). Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы, их торможение. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Для овладения изложенным выше содержанием используются задания, направленные на формирование различных приёмов учебной деятельности, умений:

выявлять существенные признаки строения и функционирования нервной и эндокринной систем органов, процесса нейро-гуморальной регуляции, органов чувств, анализаторов, высшей нервной деятельности, поведения и психики человека;

устанавливать взаимосвязь нервного и гуморального способов регуляции;

приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения деятельности нервной и эндокринной систем, органов зрения и слуха, гигиены сна;

сравнивать нервную и гуморальную регуляцию, условные и безусловные рефлексы, условное и безусловное торможение и делать выводы;

различать на таблицах и рисунках органы нервной и эндокринной систем, части анализаторов.

Примеры заданий линии А34

Задание 1

Тело чувствительного нейрона рефлекторной дуги коленного рефлекса расположено

  1. в переднем мозге

  2. в коре больших полушарий

  3. в ядре серого вещества продолговатого мозга

  4. в нервном узле возле спинного мозга

Задание 2

Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой

  1. скелетных мышц

  2. сердца и сосудов

  3. кишечника

  4. почек

Задание 3

Что характерно для внешнего торможения рефлексов?

  1. формируются в нейронах вегетативной нервной системы

  2. образуются под влиянием условного раздражителя

  3. появляется при возникновении сильного раздражителя

  4. не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги

Задание 4

Какой витамин входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки?

  1. С 2) Д 3) В 4) А

Задание 5

Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых

  1. образуется витамин А

  2. возникают зрительные образы

  3. чёрный пигмент поглощает световые лучи

  4. формируются нервные импульсы

Задание 6

Различные силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку

  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо

  3. рецепторов улитки, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

Задание 7

У близоруких людей изображение фокусируется

  1. перед сетчаткой

  2. на сосудистой оболочке

  3. на белочной оболочке

  4. за сетчаткой

Задание 8

Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают

  1. приспособление организма к постоянным условиям среды

  2. приспособление организма к меняющемуся внешнему миру

  3. освоение организмом новых двигательных умений

  4. различение животными команд дрессировщика

Задание 9

Какая структура органа слуха обеспечивает давление на барабанную перепонку со стороны среднего уха, равное атмосферному?

  1. молоточек

  2. стремечко

  3. слуховая труба

  4. наружный слуховой проход

Задание 10

Вестибулярный аппарат человека представляет собой

  1. соединённые слуховые косточки

  2. костную часть слухового прохода

  3. улитку внутреннего уха

  4. систему трёх полукружных каналов

Задание 11

Психический процесс накопления, хранения и воспроизведения прошлого опыта – это

  1. речь

  2. внимание

  3. инстинкт

  4. память

Задание 12

Ушная раковина относится к

  1. среднему уху

  2. ближнему уху

  3. внутреннему уху

  4. наружному уху

Задание 13

Воздействие сумеречного света преобразуется зрительным анализатором человека в нервные импульсы в

  1. хрусталике глаза

  2. зрачке радужной оболочки

  3. палочках сетчатки

  4. склере глазного яблока

3адание 14

В организме человека вызывает учащение ритма сердечных сокращений

  1. повышение концентрации гормона адреналина

  2. возбуждение рефлекторной дуги коленного рефлекса

  3. повышение концентрации пепсина в полости желудка

  4. работа парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

Задание 15

Регуляцию работы сердца осуществляет

  1. вегетативный отдел нервной системы

  2. гормон поджелудочной железы инсулин

  3. белок плазмы крови фибриноген

  4. биологическое разнообразие

Задание 16

Нервные центры, регулирующие устную речь человека, расположены в

  1. продолговатом отделе головного мозга

  2. сером веществе коры мозжечка

  3. коре больших полушарий головного мозга

  4. белов веществе спинного мозга

Задание 17

В основе нервной регуляции лежит

1) электрохимическая передача сигнала

2) химическая передача сигнала

3) механическое распространение сигнала

4) химическая и механическая передача сигнала

Задание18

Центральная нервная система состоит из

1) головного мозга

2) спинного мозга

3) головного, спинного мозга и нервов

4) головного и спинного мозга

Задание 19

Элементарной единицей нервной ткани является

  1. нефрон

  2. аксон

  3. нейрон

  4. дендрит

Задание 20

Место передачи нервного импульса с нейрона на нейрон называется

1) телом нейрона 3) нервным узлом

2) нервным синапсом 4) вставочным нейроном

Задание 21

При возбуждении вкусовых рецепторов начинает выделяться слюна. Эта реакция

называется

1) инстинкт 3) рефлекс

2) привычка 4) навык

Задание 22

Вегетативная нервная система регулирует деятельность

1) дыхательных мышц 3) сердечной мышцы

2) мышц лица 4) мышц конечностей

Задание 23

Какой участок рефлекторной дуги передает сигнал вставочному нейрону

1) чувствительный нейрон 3) рецептор

2) двигательный нейрон 4) рабочий орган

Задание 24

Рецептор раздражается сигналом, поступившим от

1) чувствительного нейрона

2) вставочного нейрона

3) двигательного нейрона

4) внешнего или внутреннего раздражителя

Задание 25

Длинные отростки нейронов объединяются в

1) нервные волокна 3) серое вещество мозга

2) рефлекторные дуги 4) глиальные клетки

Задание 26

Медиатор обеспечивает передачу возбуждения в виде

1) электрического сигнала

2) механического раздражения

3) химического сигнала

4) звукового сигнала

Задание 27

Во время обеда у автомобилиста сработала автосигнализация. Что из

перечисленного может произойти в этот момент в коре мозга головного этого человека

1) возбуждение в зрительном центре

2) торможение в пищеварительном центре

3) возбуждение в пищеварительном центре

4) торможение в слуховом центре

Задание 28

При ожоге возбуждение возникает

1) в телах исполнительных нейронов

2) в рецепторах

3) в любом участке нервной ткани

4) во вставочных нейронах

Задание 29

Функция вставочных нейронов спинного мозга заключается в

1) восприятии раздражения

2) проведении импульсов от рецепторов к ЦНС

3) проведении импульсов от ЦНС к органам

4) проведении импульсов внутри ЦН

Задание 30

Спинной мозг при участии головного мозга координирует работу

1) мышц спины 3) сердечной мышцы

2) органов зрения 4) речевого центра

Задание 31

Чувствительные нейроны выходят из

1) задних корешков спинного мозга

2) передних корешков спинного мозга

3) боковых рогов спинного мозга

4) центрального канала спинного мозга

Задание 32

Деятельность сердца и сосудов регулируется центром, находящимся в

1) коре головного мозга

2) спинном мозге

3) промежуточном мозге

4) продолговатом мозге

Задание 33

Движения танцора, гимнаста, спортсмена координируются центрами

1) коры головного мозга и мозжечка

2) средним и промежуточным мозгом

3) спинным и продолговатым мозгом

4) таламусом и гипоталамусом

Задание 34

Кора головного мозга образована в основном

1) нейроглией

2) серым веществом

3) белым веществом

4) белым веществом и нейроглией

Задание 35

В какой части коры головного мозга анализируются звуки?

1) в передней центральной извилине коры мозга

2) в задней центральной извилине коры мозга

3) затылочной доле

4) височной доле

Задание 36

В результате травмы затылочной части головы могут, скорее всего, нарушиться

функции органа 1)слуха 2)зрения 3) обоняния 4) речи

Задание 37

Центром регуляции вегетативной нервной системы является

1) гипоталамус 3) мозжечок

2) продолговатый мозг 4) гипофиз

Задание 38

Нервные импульсы, идущие от костей, суставов, скелетных мышц поступают

для анализа в

1) лобную долю коры 3) гипофиз

2) средний мозг 4) гипоталамус

Задание 39

Рефлекторная дуга вегетативного рефлекса может начинаться в рецепторах

1) кожи 3) мышц языка

2) скелетных мышц 4) кровеносных сосудов

Задание 40

Центры симпатической нервной системы находятся в

1) промежуточном и среднем мозге

2) спинном мозге

3) продолговатом мозге и мозжечке

4) коре головного мозга

Задание 41

У бегуна после финиша частота пульса замедляется благодаря влиянию

1) соматической нервной системы

2) симпатического отдела ВНС

3) парасимпатического отдела ВНС

4) обоих отделов ВНС

Задание 42

Раздражение симпатических нервных волокон может привести к

1) замедлению процесса пищеварения

2) понижению кровяного давления

3) расширению кровеносных сосудов

4) ослаблению работы сердечной мышцы

Задание 43

Возбуждение от рецепторов мочевого пузыря в ЦНС идет по

1) собственным чувствительным волокнам ВНС

2) собственным двигательным волокнам ЦНС

3) общим чувствительным волокнам

4) общим двигательным волокнам

Задание 44

Сколько нейронов участвует в передаче сигнала от рецепторов желудка в ЦНС и

обратно?

  1. 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4

Задание 45

В чем заключается приспособительное значение ВНС?

1) вегетативные рефлексы реализуются с высокой скоростью

2) скорость вегетативных рефлексов мала по сравнению с соматическими

3) у вегетативных волокон общие с соматическими волокнами двигательные пути

4) вегетативная нервная система более совершенна, чем центральная

Задание 46

Какую из указанных ролей играют гормоны в жизнедеятельности организма?

Они

1) являются частью питательных веществ

2) поддерживают гомеостаз в организме

3) защищают организм от инфекций

4) передают наследственную информацию

Задание 47

Высшим центром нейрогуморальной регуляции является

1) кора головного мозга 3) продолговатый мозг 2) гипофиз 4) гипоталамус

Задание 48

Избыток секреции тироксина ведет к

1) кретинизму 3) куриной слепоте

2) базедовой болезни 4) рахиту

Задание 49

Какая эндокринная железа увеличит выделение гормона в ответ на повышение

уровня глюкозы в крови

1) гипофиз 3) тимус

2) щитовидная 4) поджелудочная

Задание 50

Одновременно более пяти гормонов выделяется

1) щитовидной железой 3) гипофизом

2) тимусом 4) эпифизом

Задание 51

К железам внутренней секреции, выделяющим половые гормоны, относятся

1) щитовидная 3) яичники

2) семенники 4) надпочечники

Задание 52

Глюкагон, расщепляющий гликоген до глюкозы, вырабатывается

1) паращитовидными железами

2) щитовидной железой

3) поджелудочной железой

4) тимусом

Задание 53

Иммунную защиту ребенка от инфекций обеспечивает отчасти

1) тимус 3) гипофиз

2) эпифиз 4) поджелудочная железа

Задание 54

К железам смешанной секреции относятся

1) щитовидная и паращитовидные железы

2) тимус и надпочечники

3) эпифиз и гипофиз

4) поджелудочная железа и яичники

Задание 55

Между понятиями «поджелудочная железа» и сахарный диабет» существует

такая же связь, как между понятиями «базедова болезнь» и

1) щитовидная железа 3) надпочечники

2) вилочковая железа 4) гипофиз

Задание 56

Анализатор

1) воспринимает и перерабатывает информацию

2) проводит сигнал от рецептора в кору полушарий

3) только воспринимает информацию

4) только передает информацию по рефлекторной дуге

Задание 57

Сколько звеньев в анализаторе

1)2 2) 3 3) 4 4) 5

Задание 58

Размеры и форма предмета анализируются в

1) височной доле мозга 3) затылочной доле мозга

2) лобной доле мозга 4) теменной доле мозга

Задание 59

Высота звука распознается в

1) височной доле коры 3) затылочной доле

2) лобной доле 4) теменной доле

Задание 60

Воспринимающим световое раздражение органом является

1) зрачок 3) сетчатка

2) хрусталик 4) роговица

Задание 61

Воспринимающим звуковые раздражения органом является

1) улитка 3) слуховые косточки

2) евстахиева труба 4) овальное окошко

Задание 62

Максимально усиливает звуки

1) наружный слуховой проход

2) ушная раковина

3) жидкость улитки

4) комплект слуховых косточек

Задание 63

При возникновении изображения перед сетчаткой возникает

1) куриная слепота 3) близорукость

2) дальнозоркость 4) дальтонизм

Задание 64

Деятельность вестибулярного аппарата регулируется

1) вегетативной нервной системой

2) зрительной и слуховой зонами

3) ядрами продолговатого мозга

4) мозжечком и двигательной зоной коры мозга

Задание 65

Укол, ожог анализируются в

1) лобной доле головного мозга

2) затылочной доле мозга

3) передней центральной извилине

4) задней центральной извилине

Задание 66

Инстинкт – это

1) генетически запрограммированное поведение

2) приобретенный в течение жизни опыт

3) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

4) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

Задание 67

Входя в темную комнату, вы тянетесь к выключателю, находящемуся на

привычном для вас месте. Это пример

1) безусловного рефлекса

2) условного рефлекса

3) инстинктивного поведения

4) видового рефлекса

Задание 68

Если вы пугаетесь внезапного громкого сигнала автомобиля и отпрыгиваете в

сторону – это пример

1) условного торможения

2) безусловного торможения

3) условного оборонительного рефлекса

4) осознанного поступка

Задание 69

Благодаря совокупности условных рефлексов у человека приобретается

способность

1) кашлять при попадании в горло раздражающего предмета

2) отдергивать руку при уколе или ожоге

3) находить дорогу домой из любой точки города

4) удовлетворять свои физиологические потребности

Задание 70

Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов

1) наследуются 3) временные

2) индивидуальные 4) приобретенные

Задание 71

Какой из указанных рефлексов сформировался при определяющем участии коры

головного мозга?

1) слюноотделение в ответ на пищу

2) коленный рефлекс

3) переворачивание младенца на животик

4) улыбка ребенка при виде матери

Задание 72

Постоянство внутренней среды организма поддерживается совокупностью

1) условных рефлексов

2) сочетанием условных и безусловных рефлексов

3) безусловно-рефлекторных реакций

4) только биохимических реакций

Задание 73

Условные рефлексы не вырабатываются, если

1) отсутствует безусловный раздражитель

2) слишком часто повторяют процедуру обучения

3) ребенку меньше года

4) после достижения человеком 60-летнего возраста

Задание 74

Укажите пример условного торможения

1) в ответ на удар боксер атакует соперника

2) невольник, проведший 40 лет в заключении, забыл родной язык

3) при виде любимой еды текут слюнки

4) горнолыжник после соревнований идет спать

Задание 75

Важнейшая функция речи – это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обобщение и абстрактное мышление

4) выражение человеком своих потребностей

Задание 76

Сновидения возникают в фазе

1) медленного сна

2) быстрого сна

3) постоянно, всю ночь

4) только после ярких впечатлений

Задание 77

Во время сна головной мозг спящего

1) периодически активен

2) постоянно активен

3) не реагирует на внешние раздражители

4) реагирует на любой раздражитель

Задание 78

У активного футбольного болельщика во время матча происходит

1) полное расслабление организма

2) выделение адреналина

3) накопление молочной кислоты в мышцах

4) выделение норадреналина

Ответы к заданиям линии А34

№ задания

Ответ

1

4

2

1

3

3

4

4

5

4

6

3

7

1

8

1

9

3

10

4

11

4

12

4

13

3

14

1

15

1

16

3

17

1

18

4

19

3

20

2

21

3

22

3

23

1

24

4

25

1

26

3

27

2

28

2

29

4

30

3

31

1

32

4

33

1

34

2

35

4

36

2

37

1

38

1

39

4

40

2

41

3

42

1

43

3

44

3

45

2

46

2

47

4

48

2

49

4

50

3

51

3

52

3

53

1

54

4

55

1

56

1

57

2

58

3

59

1

60

3

61

1

62

4

63

3

64

4

65

4

66

1

67

2

68

2

69

3

70

1

71

4

72

3

73

1

74

2

75

3

76

2

77

1

78

2

infourok.ru


Смотрите также