Повествование: пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты. Как доказать что тип текста описание


описание, повествование, рассуждение на Kak-Legko.ru

Тип текста – это стиль, выбранный писателем для выражения своих мыслей и выполнения поставленной задачи. В соответствии с задачами, которые стоят перед автором, написанное им произведение может быть трех типов: повествование, описание, рассуждение. В описании идет рассказ о признаках, происходящих в одно и то же время, в повествовании — о последовательных событиях или ситуациях, в рассуждении — о причинно-следственных связях. Как определить тип текста можно узнать в инструкции, изложенной далее.

Необходимо:

— лингвистический энциклопедический словарь;— текст, анализ которого необходимо сделать.

Инструкция:

  • Вдумчиво прочитайте текст. Подумайте, в какой сфере он может найти применение, и какие функции должен выполнять.
  • Тип текста можно определить только после того, как произойдет ознакомление с характеристиками каждого отдельного вида. Так, в описании – изображаются предметы, явления, персонажи с помощью последовательного упоминания и раскрытия основных его признаков. К примеру, при описании человека выделяются следующие его данные: рост, осанка, пропорции, возраст, цвет волос, цвет глаз и тому подобное; описание помещения будет основываться на других признаках: количество квадратных метров, высота потолков, дизайн, мебель, количество окон, освещение. Цель описательного типа состоит в том, чтобы читатель смог представить в своем воображении предмет, который описывается. Описание можно увидеть во всех стилях речи, но в научном стиле свойства предмета будут описываться с использованием точных, технических терминов, а для художественного стиля подбираются более яркие эпитеты при изображении предметов. Для художественного описания характерно большое разнообразие существительных, прилагательных и причастий, нередко употребляются сравнения.
  • Повествовательный тип текста основывается на рассказе о происшествии, событии с учетом соблюдения временной последовательности. Все тексты, в которых содержится повествование, объединяются общей структурой: в них есть завязка (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования). Возможен рассказ как от третьего лица, что называется авторским повествованием, так и от первого лица, когда рассказ ведется от какого-то конкретно названного лица или рассказчик обозначается местоимением «Я». В повествовательных текстах чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Для усиления выразительности содержания автор может применять и глаголы настоящего времени. С их помощью читатель может вообразить, что события происходит непосредственно с ним, или он является их свидетелем. Если автор хочет показать стремительность и неожиданность происходящего, он будет использовать глаголы совершенного вида.
  • Если вы анализируете текст-рассуждение, то в нем скорее всего будет написано о свойствах предметов или явлений, рассмотрение причинно-следственной связи. Рассуждение происходит следующим образом: для начала происходит формирование тезисов, это те теории, которые автор планирует доказать или оспорить; далее идет перечисление аргументированных фактов; в конце автор делает вывод, в котором подводит итог всему процессу рассуждения. Необходимо, чтобы формулировка тезисов была четкой, приведенные аргументы убеждали читателя в правильности автора, их должно быть достаточно, чтобы подтвердить сформулированный вначале текста тезис. Между доводами и тезисом должна прослеживаться логическая связь. Таким образом, как определить тип текста, теперь можно понять по описанию признаков всех трех типов.

kak-legko.ru

Типы текста и их характеристика

Каждый текст состоит из соединенных между собой предложений или абзацев, которые объединены в единое целое определенной темой и главной мыслью. Все предложения в тексте имеют смысловую связь, которая выстраивает иерархию частей по смыслу, значимости и сложности. По функционально-смысловому содержанию выделяют следующие типы текстов в русском языке: повествование, описание и рассуждение. Рассмотрим их главные особенности.

Типы текстаПовествование – это история о каком-либо событии, рассказанная во временной последовательности. На первое место здесь выдвигается сам процесс действия, то есть развитие сюжета. Произведения этого типа динамичны и в основном начинаются с завязки или с развязки инцидента, который излагается в прямой или обратной хронологической последовательности. Часто используется в письмах и воспоминаниях. Поскольку здесь сообщается о действиях и происшествиях, важная роль принадлежит глаголам прошедшего времени и наречиям, указывающим на последовательность (однажды, потом, наконец и пр.), которые помогают разворачивать повествование. Все повествовательные типы текста имеют завязку (начало истории), кульминацию (её развитие), развязку (конец события).

У описания главная идея заключается в словесном изображении какого-то явления путем перечисления его основных характеристик и признаков.типы текстов в русском языкеЕго цель – передать предмет описания так, чтобы читатель ясно увидел его в своем сознании. У пейзажа это будет вид неба, трав, деревьев; у портрета – выражение глаз, осанка, походка. Для описательных текстов характерна последовательность в описании, единство взгляда, использование прилагательных и статичность. Основная схема его построения такова: общее впечатление об объекте – отдельные признаки – отношение автора к объекту.

Сравнивая эти типы текста, можно сказать, что они противопоставлены друг другу, так как их характеристики заключаются в статичности одного и динамике другого.

типы речи текстаПоследний тип – это рассуждение. Оно основывается на разъяснении и утверждении какой-либо мысли, описывает причины явлений, размышления, представляет собой тему из четырех частей: вступление – тезис – аргументация (доказательства) – вывод. Эти типы текста, в отличие от описания и повествования, имеют более сложную структуру предложения (с использованием обособленных оборотов и разными типами союзной и бессоюзной связи) и лексику (употребляется много отвлеченных понятий). Главная цель – доказать что-либо, переубедить другого, опровергнуть мнение оппонента.

Как видно, все типы (речи) текста имеют особые композиционные особенности и употребляются в различных жанровых формах. Однако в чистом виде повествование, описание и рассуждение встречаются не всегда, в основном комбинируют их элементы. К примеру, художественные тексты часто объединяют все типы текста, которые последовательно чередуются друг с другом, а рассуждение может состоять из описательных и повествовательных составляющих. Это делает произведение более выразительным и интересным.

fb.ru

пример. Повествование, описание, рассуждение: тексты

Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.

Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.

повествование примерПовествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.

Текст-описание

Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.

повествование описание рассуждение текстыЧтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения - это конструкции, входящие в текст-описание.

Повествование. Цели создания текста

Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.

тип повествованияДля наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.

Характерные особенности текста

Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.

Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.

Повествование: пример

В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".

рассказ повествование"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."

Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.

Определение типов речи. Приемы работы

После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.

тип текста повествованиеОдним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.

Текст-рассуждение

Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.

текст описание повествованиеПример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.

В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.

Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"

Наблюдение за типами речи

Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.

Для овладения этими навыками ученики должны:

  • отличать текст от набора предложений;
  • знать структуру текста, его основные части;
  • уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
  • уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.

При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.

Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: как определить тип текста?

Описание – это изображение явлений, предметов, лица путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков. Например, описывая человека, мы выделяем следующие признаки: рост, осанка, возраст, глаза, цвет волос и так далее; описание квартиры будет содержать иные признаки: размер, высота стен, оформление, мебель, количество окон. Цель данного типа речи заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении. Описание встречается во всех стилях речи, но в научном стиле характеристика предметов должна быть наиболее полной, а в художественном стиле акцент ставится только на самых ярких признаках. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, по сравнению с научным: вы можете встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, также распространены эпитеты, сравнения. Повествование – это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события) , развитие самого события и развязка (конец повествования) . Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование) , так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я») . В повествовании наиболее часто употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы усилить выразительность текста, автор может использовать и другие: глаголы настоящего времени позволяют читателю представить, будто действие происходит на их глазах, глаголы совершенного вида показывают длительность действия, формы будущего времени помогают автору передать стремительность и неожиданность действия. Рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи. Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть) , затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Тезис должен быть четким, аргументы – убедительными и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса. Между тезисом и аргументами должна быть видна логическая связь.

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает собственными уникальными признаками. <a rel="nofollow" href="http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html" target="_blank">http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html</a>

Описание – это изображение явлений, предметов, лица путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков. Например, описывая человека, мы выделяем следующие признаки: рост, осанка, возраст, глаза, цвет волос и так далее; описание квартиры будет содержать иные признаки: размер, высота стен, оформление, мебель, количество окон. Цель данного типа речи заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении. Описание встречается во всех стилях речи, но в научном стиле характеристика предметов должна быть наиболее полной, а в художественном стиле акцент ставится только на самых ярких признаках. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, по сравнению с научным: вы можете встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, также распространены эпитеты, сравнения. Повествование – это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события) , развитие самого события и развязка (конец повествования) . Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование) , так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я») . В повествовании наиболее часто употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы усилить выразительность текста, автор может использовать и другие: глаголы настоящего времени позволяют читателю представить, будто действие происходит на их глазах, глаголы совершенного вида показывают длительность действия, формы будущего времени помогают автору передать стремительность и неожиданность действия. Рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи. Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть) , затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Тезис должен быть четким, аргументы – убедительными и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса. Между тезисом и аргументами должна быть видна логическая связь.

Описание – это изображение явлений, предметов, лица путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков. Например, описывая человека, мы выделяем следующие признаки: рост, осанка, возраст, глаза, цвет волос и так далее; описание квартиры будет содержать иные признаки: размер, высота стен, оформление, мебель, количество окон. Цель данного типа речи заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении. Описание встречается во всех стилях речи, но в научном стиле характеристика предметов должна быть наиболее полной, а в художественном стиле акцент ставится только на самых ярких признаках. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, по сравнению с научным: вы можете встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, также распространены эпитеты, сравнения. Повествование – это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события) , развитие самого события и развязка (конец повествования) . Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование) , так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я») . В повествовании наиболее часто употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы усилить выразительность текста, автор может использовать и другие: глаголы настоящего времени позволяют читателю представить, будто действие происходит на их глазах, глаголы совершенного вида показывают длительность действия, формы будущего времени помогают автору передать стремительность и неожиданность действия. Рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи. Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть) , затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Тезис должен быть четким, аргументы – убедительными и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса. Между тезисом и аргументами должна быть видна логическая связь.

а тип может быть Диалогом?

София, это вид текста

Описание – это изображение явлений, предметов, лица путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков. Например, описывая человека, мы выделяем следующие признаки: рост, осанка, возраст, глаза, цвет волос и так далее; описание квартиры будет содержать иные признаки: размер, высота стен, оформление, мебель, количество окон. Цель данного типа речи заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении. Описание встречается во всех стилях речи, но в научном стиле характеристика предметов должна быть наиболее полной, а в художественном стиле акцент ставится только на самых ярких признаках. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, по сравнению с научным: вы можете встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, также распространены эпитеты, сравнения. Повествование – это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события) , развитие самого события и развязка (конец повествования) . Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование) , так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я») . В повествовании наиболее часто употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы усилить выразительность текста, автор может использовать и другие: глаголы настоящего времени позволяют читателю представить, будто действие происходит на их глазах, глаголы совершенного вида показывают длительность действия, формы будущего времени помогают автору передать стремительность и неожиданность действия. Рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи. Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть) , затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Тезис должен быть четким, аргументы – убедительными и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса. Между тезисом и аргументами должна быть видна логическая связь.

Описание – это изображение явлений, предметов, лица путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков. Например, описывая человека, мы выделяем следующие признаки: рост, осанка, возраст, глаза, цвет волос и так далее; описание квартиры будет содержать иные признаки: размер, высота стен, оформление, мебель, количество окон. Цель данного типа речи заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении. Описание встречается во всех стилях речи, но в научном стиле характеристика предметов должна быть наиболее полной, а в художественном стиле акцент ставится только на самых ярких признаках. Поэтому и языковые средства в художественном стиле разнообразнее, по сравнению с научным: вы можете встретить не только существительные и прилагательные, но и наречия, глаголы, также распространены эпитеты, сравнения. Повествование – это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события) , развитие самого события и развязка (конец повествования) . Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование) , так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я») . В повествовании наиболее часто употребляются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы усилить выразительность текста, автор может использовать и другие: глаголы настоящего времени позволяют читателю представить, будто действие происходит на их глазах, глаголы совершенного вида показывают длительность действия, формы будущего времени помогают автору передать стремительность и неожиданность действия. Рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи. Рассуждение идет следующим образом: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть) , затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Тезис должен быть четким, аргументы – убедительными и в количестве, достаточном для подтверждения выдвинутого тезиса. Между тезисом и аргументами должна быть видна логическая связь. Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает собственными уникальными признаками.

touch.otvet.mail.ru

описание, повествование, рассуждение :: SYL.ru

В зависимости от содержания того, что мы говорим, нашу речь филологи разделяют на три типа функционально-смысловой речи: рассуждение, описание, повествование. Каждый из них имеет свои отличительные признаки.

Основные функционально-смысловые типы речи

В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры.

Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи.

Лингвисты объясняют выделение всего лишь трех типов тем, что все изучения проводились сугубо для литературно-художественной речи. В том случае, если иметь в виду абсолютно все многообразные тексты, перечень таких функционально-смысловых типов может значительно увеличиться. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение). Его действия сложно назвать какими-то неправильными или еще что-то в таком духе, ведь он, по сути дела, прав. Но сейчас речь пойдет не об Одинцове, а о функционально-смысловых типах речи.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет.

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рассуждение

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку).

Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль.

Тезис такого типа текста должен быть четко доказан (чтобы не возникало каких-либо вопросов), понятно сформулирован, а аргументы и доказательства убедительны, чтоб опровергнуть или доказать выдвинутый ранее тезис. Тезис и его аргументы связываются как логически, так и грамматически. Для правильной грамматической связи между доказательством (аргументов) и главным тезисом чаще всего авторы используют вводные слова: наконец, следовательно, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и другие. В тексте-рассуждении частенько используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря на то что, хотя, однако, так как и другие.

Повествование

Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Чаще всего в повествовательных текстах автор употребляет разнообразные глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако, для того чтобы придать тексту выразительности, вместе с теми глаголами употребляются другие. Глагол несовершенного вида также в прошедшем времени позволяет автору сделать выделение одного определенного действия, при этом обозначая его точную длительность. Глаголы в форме настоящего времени дают возможность представить все действия рассказа в виде, что все происходит в действительности (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "как" предают тексту особенной неожиданности определенного момента. Повествование, как функционально-смысловой тип речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания.

Примеры описания

Чтобы полностью понять, что такое описание, узнать, как распознать его в тексте, нужны примеры, которые мы сейчас приведем. Пример номер 1 (описание усадьбы):

«Кочановская усадьба расположена на реке, напротив небольшой деревни. Усадебка совершенно небогата, скорее, даже бедна — здание крыто щепой, ворота соединяют дом с несколькими флигелями. Кухня находится слева; сарай, рига и коровник — справа. Самое большое окошко выходит к реке, однако речку не видно. Рядом с домиком растут красивые деревья и кусты…»

Стоит отметить, что описание также может в себя включать последовательность так называемых эллиптических и номинативных конструкций. Это создает столь популярный в последнее время номинативный стиль подачи текста, в котором ярче всего представлены разнообразные сцены из кино, драматических произведений и записей, имеющих схожесть с дневником. В качестве примера можно привести следующий текст:

«Огромная комната, угол здания; здесь проживала наша героиня больше десяти лет, а сейчас проводит в этом месте большую часть своего дня. Немаленький стол для работы, перед ним находится легонькое креслице с невероятно жестким сидением. Очень большой шкаф, яркая карта и еще какой-то портрет находятся в левой части комнаты…»

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Пример рассуждения

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:

«Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

Рассуждая таким образом, автор в конце текста докажет свою мысль, приводя немало аргументов.

Пример повествования

Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:

«В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»

Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.

Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.

В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Вывод

Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.

А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.

Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.

www.syl.ru

что это? Каковы его особенности?

Один из видов функционально-смыслового типа речи – это текст-повествование. Что это такое, что для него характерно, особенности, отличительные признаки и многое другое вы сможете узнать, прочитав эту статью.

Определение

В повествовании речь идет о развивающихся событиях, процессах или состояниях. Очень часто этот вид речи используется как способ изложения последовательных, развивающихся действий, о которых говорится в хронологической последовательности.повествование что это

Повествование можно изобразить схематически. В таком случае это будет цепочка, звенья которой представляют собой этапы действий и событий в определенной временной последовательности.

Как доказать, что это повествование

Как и у любого типа речи, у повествования существуют свои характерные черты. Среди них:

  • цепочка семантически связанных глаголов, которые представлены в тексте в порядке последовательности действий;
  • разные временные формы глаголов;
  • использование глаголов, для которых характерно значение последовательности действий;
  • различные глагольные формы, обозначающие возникновение действий либо признаков;
  • даты, цифры, обстоятельственные и любые другие слова, которые демонстрируют временную последовательность действий;
  • союзы, обозначающие чередование, сопоставление или возникновение событий.

Композиционная структура

Текст-повествование состоит из таких элементов, как:

  • экспозиция – вступительная часть;
  • завязка – событие, ставшее началом действия;
  • развитие действия – непосредственно сами события;
  • кульминация – итог сюжета;
  • развязка – пояснение смысла произведения.

Это те структурные части, из которых обычно состоит повествование. Что это такое, можно понять, ознакомившись с примерами текстов. Довольно часто этот тип речи встречается в научной литературе. Здесь он представлен биографическими справками об истории открытий, изучением различных научных проблем и этапов, которые представлены в виде последовательности изменения исторических этапов, стадий и так далее.текст повествование что это

Особенности повествования

Основная цель этого вида речи – это последовательно описать определенные события и показать все этапы его развития, начиная с завязки и заканчивая финалом. Развивающееся действие – это главный объект, на который ориентировано повествование. Что это именно так, можно убедиться, ознакомившись с признаками этого типа речи, среди которых:

  1. Динамика повествования – постоянная смена времени.
  2. Описываемые события носят характер уточнения либо хронологического развития.
  3. Временная логическая последовательность действий.как доказать что это повествование

Описание VS повествование

Что это два разных типа речи - известно, конечно, каждому, но далеко не все в курсе, в чем выражаются их основные различия. В основном, они отличаются в особенностях синтаксических построений и типах связи в предложениях. Главное отличие описания и повествования выражается в использовании различных видо-временных форм глагола. Так, в первом используются преимущественно глаголы совершенного вида, а во втором – несовершенного. Кроме этого, для описания характерна параллельная связь, для повествования – цепная. Существуют и другие признаки, по которым можно различить эти типы речи. Так, в повествовании не используются безличные предложения, а в описательных текстах - наоборот.

Этот вид текста, как и любой другой, имеет свои особенности и характерные черты, которые нужно брать во внимание, перед тем как решить или утверждать, что это описание или повествование. Что это - достаточно просто можно определить, ознакомившись со всеми представленными выше признаками.

fb.ru

ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ

План.

1. Типы речи и структура текста.

2. Описание.

3. Повествование.

4. Рассуждение.

 

Типы речи и структура текста

Тексты, с точки зрения смысловой организации, представляют собой ие­рархию смысловых частей разной степени сложности и значимости. Способы построения текстов отражают основные функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи и определим структуры текстов определенного типа.

Существуют типовые модели построения текста. По своей ор­ганизации тексты можно разделить на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго за­данной схеме. К текстам «жесткого» способа построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение (и доказа­тельство). «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схе­мы. Построение текста развивается свободно.

Описание

Описание–функционально-смысловой тип речи, в котором раскрыва-ются при­знаки предмета (в широком понимании). Продуктом такого типа речи являются тексты-характеристики.

Особенностью текстов-характеристикявляется то, что каждая группа однородных объектов имеет свои специфические аспекты рассмотрения, от­личные от других групп однородных объектов.

В текстах-характеристиках обычно первый абзац –это определение (или тема текста), первое слово (первая строка) каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в текстах-характеристиках всегда употребляется в настоящем времени, которое называ­ется prаesеnce-constantum, т. е. настоящее постоянное. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено оп­ределенным принципам систематизации, опирающимся на традицию и логику.

Одной из разновидностей текста-характеристики является текст-определение: этот вид текстов можно встретить в научных описаниях, в них оп­ределяется научное понятие в какой-либо области знаний. Понятие –логиче­ски оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если предполагается, что одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абст­рактных понятий, которые нельзя представить зрительно, например, стресс (в медицине), рынок (в экономике), жесткость деталей, усталость металла (в машиностроении) и др.

Другой разновидностью текста-характеристики является текст-классификация.Для лю­бой классификации важно не только выделение групп однородных объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.

Для описанияхарактерны: перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модаль­ность, соотнесенность видовременных значений. Используются глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов; вводные слова и предложения. Научное описание –перечень призна­ков предмета, его свойства, поэтому в таком тексте преобладают именные конструкции (сочетания прилагательных и существительных вызывают в сознании конкретный образ.) Деловое описание –перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. В художественных текстах используются сравнение, аналогия, противопоставление и другие фигуры, а также весь арсенал образных средств языка (см. Лекцию 2).

Рассмотрим особенности текстов описаний на конкретных примерах.

А. Описание арабской кухни: Что касается вторых блюд, то здесь предпочтение отдается тушеному и жареному мясу, курам, приготовленным в томате и, конечно же, плову. В качестве гарнира, как правило, подают жареный картофель "фри" или припущенный рис, заправленный томатным пюре или пассированным луком. В плове по-арабски, кроме хорошо знакомых мяса (говядины) и риса, вам встретиться обжаренная во фритюре капуста – цветная или белокочанная, а также изюм, инжир или миндаль.

Цель описания – характеристика.

Объект описания – какой-либо предмет или человек.

Формула описания:

Описание = признак + признак + признак.

Черты описания:

1) Статичность(например, в описании арабской кухни перечислены ее характерные черты, и эта картина статична, в ней нет никакого движения).

2) Описание предмета происходит через описание его качеств или черезхарактеристику действий.

3) Смысловая значимость детали.

4) Одновременность признаков.

5) Логичность –на логической основе должно строиться не только рассуждение, но и описание и повествование.

Светит солнце. Темно. Мигают звезды. Знойный полдень. Дует холодный ветер. Вода замерзла. В этом перечислении признаков природы нет никакой логики, названы несовместимые в природе явления.

6) Признак может убывать или возрастать: описание идет от простого к сложному, от самого значимого к менее значимому, от общего к конкретному.

Жанры описания:

1. Описание человека– его внешности, физического и эмоционального состояния. (Булгаков. Мастер и Маргарита. Описание Воланда).

Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького не большого, а просто высокого.

Обычно портрет строится по определенной композиционной схеме, которая имеет особое значение, так как цельность и осмыслен­ность образа – основное свойство портрета.

Характерные черты описания человека:

1) Признаки могут обозначать временные и постоянные свойства (внешние черты: цвет глаз, рост) и внутренние качества (характер человека, его увлечения).

2) Основное внимание уделяется связи внешнего и внутреннего.

3) Используется лексика тематической группы части тела, одежда.

2. Описание предмета.

3. Описание пространства: пейзаж, интерьер.

Интерьер: (Гоголь. Старосветские помещики.)

Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материей и были несколько похожи на те стулья, на которые и доныне садятся архиереи. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, – вот все почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.

Характерные черты описания предмета и интерьера:

Задача – нарисовать словами картину устно так, чтобы она зримопредстала перед слушателями. Поэтому, во-первых, перечисляются все подробности, которые необходимо заметить, а во-вторых, нужно не просто перечислять все признаки подряд, а обратить внимание на главное, т. е. осмысленно отбирать детали и слова, стараясь передать свою мысль, свое отношение к предмету.

1) Описывается взаимное расположение предметов (столики перед диваном и зеркалом).

2) Указываются расстояния (далеко / близко).

3) Основное внимание уделяется внешним признакам предметов.

4) Используется лексика группы (мебель).

Пейзаж:

Характерные черты описания пейзажа:

1) В художественной литературе описание внешнего мира действительности обычно соотносится с внутренним состоянием персонажа (дуб у Л. Толстого, гроза у Н. Островского).

2) Несмотря на то, что картина природы может складываться из признаков, обозначающих видимое, наблюдаемое движение в природе (взбудораженный снег, снежинки забивают глаза, деревья раскачиваются), в сознании человека эти признаки являются статичными.

3) Признаки могут обозначать временные явления и постоянные свойства (вообще свойственные тому или иному времени года, например, осени).

Возможные речевые ситуации для жанров-описаний:

Презентация товара.

«Буржуа» открывает модные цвета 2001 года. В обновленной гамме косметических средств по уходу за кожей можно найти все, что необходимо для создания идеального цвета кожи любого типа. Благодаря современной цветовой гамме оттеночные средства «Буржуа» помогут создать великолепный макияж и сохранить прекрасное настроение.

Презентация – рекламный жанр.

Черты сходства презентации с другими рекламными жанрами.

1) Реклама должна привлекать внимание, следовательно, должна быть наступательной.

2) Должны быть сильные, ударные слова, которые вызывают внимание потребителя (тайна, секрет, загадка, чудо, новый, исключительный, особый, специальный, удача, успех, счастье).

3) Должны быть стимулы, которые помогают вспомнить содержание рекламы в нужный момент.

Слоган – афористичное выражениеглавной идеи.

4) Обязательно указывается названия фирмы-производителя (Буржуа).

5) Используется преувеличение (можно найти все, идеальный цвет кожи, великолепный макияж).

6) Создается положительный образ товара, для этого используются слова, связанные с приятными ощущениями (прекрасное настроение: комфорт, чистота, помогает, избавляет, укрепляет, улучшает. Никто не скажет, что тональный крем может вызвать аллергию.)

7) Направленность на адресата (женщинам адресована).

Презентацию от любого другого рекламного текста отличают следующие признаки:

1) Связана с демонстрацией товара, возможностью опробовать товар. В рекламе только обещают, а на презентации показывают. На презентации происходит моделирование ситуации объективной оценки. У человека создается впечатление, если я это потрогал, это действительно так и есть.

2) Большая роль личности и личного контакта. Создается иллюзия знакомства. Начинаешь доверять человеку, который рекламирует товар, поскольку непосредственно видишь его и общаешься с ним. Такой человек не может обмануть, следовательно, товар хороший. Моделируется ситуация доверия. Часто на презентацию приходят известные люди, которые являются авторитетами и кумирами.

3) Действуетпринцип избранности: меня пригласили, я это увидел первый, должен попробовать, т.к. никто еще не попробовал.

4) Презентация – это расширенное описание товара. Дается более подробная информация о товаре. Обязательно описывается, как конкретно функционирует данный товар, какой его состав, способ применения (тональный крем выравнивает оттенок кожи век и помогает сохранить макияж глаз неизменный в любой ситуации).

5) Используются специальные клише (сегодня мы представляем).

6) Презентируется всегда новый товар.

Текст путеводителя.

Экскурсия.

Сравним путеводитель по Италии и экскурсию по Ватикану.

Сходство:

1) Большая информативностьтекстов.

2) Используются наречия места (главный вход в Ватикан – с правой стороны площади Святого Петра, скульптура находится недалеко от главного входа).

Черты различия можно представить в виде следующей таблицы.

Путеводитель по Италии   Экскурсия по Ватикану  
1) Текст путеводителя более абстрактный.   1) Текст экскурсии более конкретный, комментарий привязан к определенному месту.
2) Текст более функциональный, его назначение – дать информацию для практического использования, отсюда вытекают все его свойства: обязательно дается информация о денежной единице (денежная единица Ватикана ватиканская лира), об официальном языке (латинский, итальянский).   2) Основная функция текста экскурсии – информативная, текст дает общекультурологическую информацию (Собор Святого Петра – самый большой христианский храм в мире. Здесь находится среди прочих шедевров скульптура Микеланджело "Пьета" (положение во гроб).
  3) Используются специальные клише (посмотрите направо, рядом с этим зданием вы можете увидеть).

Повествование

Повествование –функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях.

Повествование как способ изложения используется для передачи инфор­мации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последова­тельности. Схематически текст-повествование можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает этап действия или события во временной по­следовательности

действие 1 или событие   действие 2   действие 3

и т. д.

Для повествованияха­рактерны: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глагола со значением воз­никновения и мгновенности действия; глагольные формы с обозначением возникнове­ния действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной по­следовательности, а также даты, цифровые и другие обозначения времени; союзы со значением чередования, сопоставления или возникнове­ния действия.

Композиционная структура художественного текста-повествования обычно представлена такими частями, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

В научной литературе повествование представлено в текстах био­графических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т. е. о по­следовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма, прове­дении эксперимента.

Рассмотрим особенности текстов повествования на конкретных примерах.

И. Иртеньев "Лесная школа".

Шел по лесу паренек,

Паренек кудрявый,

И споткнулся о пенек,

О пенек корявый.

И про этот про пенек,

Про пенек корявый,

Все сказал, что только мог,

Паренек кудрявый.

Раньше этот паренек

Говорил коряво.

Научил его пенек

Говорить кудряво.

Цель – последовательно рассказать о событии, показать ход его развития (что было сначала, что потом, чем закончилось).

Объект повествования – развивающиеся действия.

Признаки повествования:

1) Динамичность – постоянная смена временных планов.

2) Действия и состояния имеют характер уточнения или хронологического развития (шел, споткнулся).

3) Логическая временная последовательность.

В.М.Шукшин «Срезал».

В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником... И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался... Бегали к учительнице домой –узнавать фамилию графа-поджигателя.

1) Глаголы сов.в. прош.вр. (срезал, заговорили, знал, перепутал, переволновались, ругался, бегали; шел, споткнулся, сказал, научил). Благодаря таким глаголам, сообщающим о том, что делает предмет и что происходит с ним, мы как бы присутствуем при событии (такие глаголы употребляются в сказках: Посадил дед репку).

2) Причинно-следственные и временные связи (в прошлом году, раньше). Предложения связаны отношениями во времени и могут подразумеваться слова: сначала, потом, тогда, затем, наконец.

3) Сопоставительные союзы (не только, но и; как, так и).

Повествовательные жанры.

Пересказ.

Пересказывать можно реальную ситуацию, которая произошла с рассказчиком или кем-то другим и какой-либо текст.

Вот как бы один школьник пересказал другому содержание романа "Евгений Онегин": Ну, главный герой этой книги – франт. Зовут его Евгений. Он приезжает в деревню, а там такая дыра и дядька его как назло умер. Короче, там мужик один был, Ленский, Володька, по-моему, что ли. Дружили-дружили, а потом друг друга постреляли, ну, ты понимаешь, любовь-морковь. А дальше я еще не прочитал.

Характерные черты пересказа:

1) Жанр разговорной речи.

2) Пересказ ведется свежо, непринужденно и естественно,

3) Используется разговорная лексика (дыра, как назло, мужик, любовь-морковь).

4) Рассказчик обращается непосредственно к слушателям (ты понимаешь).

5) Обязательно присутствует оценка событий с точки зрения автора (видно, что юноша рассказывает).

2. Комментарий динамического видеоряда, например, голос за кадром в кинофильмах. В кинофильме "17 мгновений весны" это черта является настолько характерной особенностью, что оказала влияние на другой жанр – жанр анекдота (Штирлица поймали, расстрел был назначен на понедельник. "Ну и неделька начинается", подумал Штирлиц. Пошел Штирлиц по грибы, но грибов не оказалось. «Странно», – подумал Штирлиц и грустно шагнул в сугроб). "Берегись автомобиля" (лирическое отступление о погоне: Погоня! Какой современный детектив обходится без этого).

Характерные черты комментария:

1) Выполняет не информативную функцию, а носит характер краткого дополнительного сообщения.

2) Отстраненность говорящего: взгляд со стороны, обо всем говорится в 3 лице, как личность автор не присутствует (подумал Штирлиц).

3) Обычно не используются средства выразительности.

3. Рассказ о себе.

Характерные черты рассказа о себе:

1) Жанр разговорной речи.

2) Используется разговорная лексика.

3) Дается максимум информации личного свойства.

4) Активно используются гиперболы (всю жизнь занимаюсь спортом, мне всегда не везет).

6) Многое зависит от коммуникативной установки. Рассказ о себе своей подруге или другу будет отличаться от того, что мы сообщаем о себе, когда приходим устраиваться на работу.

 

Рассказ о себе новой подруге   Резюме при устройстве на работу
1) Ситуация оби-ходно-бытового общения.   1) Ситуация официально-делового общения.
2) Максимальная искренность.   2) Дается информация, которая не всегда соответствует действительности. Очень часто такое резюме напоминает брачные объявления. Нужно писать все, что знаете о себе хорошего: каких вершин карьеры уже достигли, в каких областях преуспели. Какими владеете иностранными языками, какие знаете специфические компьютерные программы, имеете ли водительские права. Описываете какой вы замечательный человек: общительный, работоспособный, любящий дальние командировки и т.д. Проверять ваши россказни никто не будет, но если в вашем рассказе будет заметно какое-то противоречие или вы в порыве чувств наградите себя всеми мыслимыми и немыслимыми человеческими достоинствами, работодателя это насторожит.
3) Особое внимание обращаем на свои увлечения. 4) Обязательная информация: возраст, семейное положение, образование.

Рассуждение

Рассуждение–функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть рассуждения–в объ­яснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).

Разновидностями текстов рассуждения как типа речи являются собственно рассуждение и доказательство. Оба типа текста имеют одну схему построения: посылка (тезис) + ар­гументы = вывод.Различие между рассуждением и доказательством состоит в том, что в рассуждении в качестве вывода может появиться новое умозаклю­чение, которого не было в посылке, а в доказательстве с помощью аргументов подтверждается или от­рицается то умозаключение, которое вынесено в каче­стве вывода, т. е. вывод повторяет или отрицает тезис.

В рассуждении и доказательстве в качестве аргументов могут выступать описание и повествование, но в целом структура текста подчинена схеме рас­суждения (доказательства).

В целом в рассуждениикак функционально-смысловом типе речи преобладают при­чинно-следственные отношения. Содержание, цель высказывания и характер смысло­вых отношений определяют композиционные и языковые особенности рассуждения. В рассуждении обычно имеютсятри части: 1) часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться; 2) объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы, и, наконец, 3) заключительная часть (подтверждение основного тезиса или новый тезис). Используются: служебные слова, указывающие на причинно-следственные отношения; специальные слова-скрепы, указывающие на последовательность мыслей; вопросно-ответный ход.

Пушкин. Капитанская дочка:

– Сторона мне знакомая, – сказал дорожный. – Слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек.

Это высказывание является рассуждением, т. к. доказывается наличие признака в предмете (сторона знакомая) на основе причинных связей с другими признаками (исхожена и изъезжена во всех направлениях), причем эти признаки не физические, зримые, а отвлеченные.

Признаки рассуждения:

Как уже отмечалось, в структуре рассуждения выделяются три части:

1. Тезис– положение, которое доказывается (основная мысль).

2. Аргументы – положения, с помощью которых обосновывается правильность тезиса. Аргументы должны:

– не противоречить друг другу, быть логически безупречными;

– должны быть даны в определенной последовательности, способствующей наилучшему воздействию на слушателей, т. е. рассуждению свойственна логическая последовательность: все, не относящееся к доказательству, опускается.

3. Вывод из сказанного, который объединяет отдельные положения, примеры, аргументы, в форме обобщения или заключения. (Таким образом, доказано, что… Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё). Обобщение должно логически вытекать.

Таким образом, рассуждение – цепь логически связанных между собой тезисов, идя по которым мы можем прийти к выводу. Есть главная мысль, и тезисы-аргументы должны быть привязаны друг к другу через модель потому что.

Дополнительные элементы рассуждения:

1. Иллюстрации – примеры (эпизоды, цифры, цитаты).

2. Оценка: позитивная или негативная: а) Оцениваться может достоверность, вероятность текста, трудность восприятия: конечно, трудно поверить, сомнительно, легко заметить, хорошо, что; б) Могут использоваться слова, которые указывают на эмоциональную оценку изображаемого: к сожалению, к счастью, удивляет тот факт, что, рад, что; в) Слова, которые выделяют авторскую позицию: по-моему, на наш взгляд, автор полагает, я думаю; г) Фразеологизмы со значением оценки: оставляет желать лучшего, быть на уровне чего-л., узкое место (о недостатках), общее место, называть вещи своими именами; д)Тот, кто выдвигает тезис, как правило, положительно оценивает высказывания, подтверждающие тезис, и отрицательно – высказывания, вступающие с тезисом в противоречие.

3. Связки, которые соединяют аргументы в логически правильный текст.

1) Глаголы:

– глаголы, фиксирующие логику текста: начать, перейти, продолжить, сопоставить;

– глаголы, фиксирующие аргументацию: приводить примеры, ссылаться, опираться, аргументировать, обосновывать, иллюстрировать, подтверждать, доказывать, сравнивать, сопоставлять, соотносить, противопоставлять, исходить, цитировать;

– глаголы, используемые для обобщения: делать вывод, приходить к выводу, подводить итоги, подытоживая, обобщая, суммируя.

2) Фрагмент, содержащий типичную информацию, водится словами: как правило, типично, характерно, обычно, чаще всего, в большинстве случаев, как принято, как всегда.

3) Указание на источник информации выражается словами: по мнению, данным, утверждению, словам, соображениям, сообщению, как утверждает, отмечает, замечает, сообщает, указывает, считает, говорит, пишет.

4) Используются слова, которые указывают на расположение какого-л. фрагмента в тексте: начнем с, перейдем к, прежде всего, выше отмечалось, я уже говорил, итак, в заключение.

5) Используются обстоятельства причины, следствия, цели и слова с этим значением (поэтому, потому что, далее, помимо, поскольку).

6) Вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, итак.

7) Для связи отдельных частей используются сложные предлоги, союзы, устойчивые сочетания: вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к.

8) Причастные и деепричастные обороты (стороны, определяемых словами; чувствуя тепло твоего каблука).

Рассуждения имеют обычно вневременной, глобальный обобщающий характер. В художественной литературе рассуждения автора обычно обнаруживаются в авторских отступлениях, замечаниях, комментариях по поводу описываемых событий, поступков, персонажей.

Афоризмы Петра Яковлевича Чаадаева:

Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает еще третьей стороной.

Религия начинается с веры в то, что она хочет познать: это путь веры; наука принимает что-л. на веру, лишь подтвердив это путем ряда совпадающих фактов: это путь индукции; и та и другая, как видите, разными путями приходит к тому же результату – познанию.

Иногда рассуждения автора рассчитаны на комический эффект.

И. Иртеньев "Похвала движению".

По небу летят дирижабли,

По рельсам бегут поезда,

По синему морю корабли

Движенье в природе играет

Большое значенье, друзья,

Поскольку оно составляет

Основу всего бытия.

А если в процессе движенья

Пройдешь ты, товарищ, по мне,

То это свое положенье

Приму я достойно вполне.

И, чувствуя вдавленной грудью

Тепло твоего каблука,

Я крикну: "Да здравствуют люди,

Да будет их поступь легка!"

В таком рассуждении, рассчитанном на комический эффект, обычно используются обыденные, тривиальные и примитивные суждения, в отличие от серьезных рассуждений, которым свойственны оригинальность и яркость мысли.

Жанры-рассуждения.

lektsia.com