Что такое план-конспект, виды конспектов. План конспект что это


Что такое план-конспект, виды конспектов

Содержание конспекта

Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования точных цитат. При конспектировании первоисточника важно придерживаться той манеры написания, которая используется в оригинале.

Правильно составленный конспект характеризует наличие смысловой связи в тексте и логики в нем. Если текст будет оформлен качественно, то им сможет воспользоваться по назначению не только сам автор, но и другие люди. Хорошо составленный конспект всегда будет понятным в независимости от того, как давно его составили. Сложность текста в первоисточнике также не будет влиять на дальнейшее его восприятие через конспект, если конечно сам конспект был оформлен толково.

Умение быстро и качественно составлять конспекты может пригодиться в различных сферах. Везде, где требуется за короткие сроки обрабатывать большие объемы информации, будет полезно овладеть техникой составления конспектов. Даже спецтерминологию можно грамотно растолковать и разместить в виде четко обозначенной информации, которую будет просто запоминать. На основе конспектов, разумеется, качественных, можно создавать статьи, рефераты, научные работы.

Существующие виды конспектов

Есть несколько принципиально разных видов конспектов, каждый из которых оптимально подходит для конкретного вида работы:

  • план-конспект
  • схематеческий план
  • текстуальный конспект
  • тематический конспект

Довольно часто используется, по причине своей эффективности, план-конспект. Для его создания заранее разрабатывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания конспекта в подробностях раскрывается каждый из существующих заголовков, тем самым, по итогу работы получается план-конспект. Когда время на подготовку перед выступлением является минимальным, такой конспект подойдет идеально. Успех выступления будет напрямую зависеть от того, насколько подробным, и, что самое главное, последовательным будет план конспекта. Для таких конспектов имеет смысл отдельно выписывать пометки с информацией об источниках, так как по памяти подобные тексты восстанавливаются с большим трудом.

Схематические планы несколько похожи на план-конспекты, ведь в основе такого конспекта также лежит заранее составленный план. Только вместе привычных пунктов плана формируются вопросы, а конспект будет состоять из ответов. Информация, представленная таким образом, усваивается быстро и качественно.

При изучении области, где точность цитат играет важную роль, например, это может быть литература, стоит выполнить текстуальный конспект. Он будет состоять из терминов и тезисов первоисточника. Преимуществом такого конспекта является то, что в него можно «встроить» план. Само же составление подобного конспекта считается сложной работой, так как вставлять цитаты так, чтобы по ним был понятен исходный материал, проблематично без опыта в этом процессе.

Принципиально отличается от других тематический конспект, который пишется по нескольким источникам сразу. Он может использоваться для освещения вопроса, к которому нужно подходить с разных сторон, соответственно, делать содержание каждого материала тут не требуется. Сложность такого текста связанна с подготовкой к нему, так как потребуется изучить в разы больше материала, чем в вышеуказанных типах конспектов.

Если же есть примерное понимание того, как делаются все указанные ранее конспекты, и главное, присутствует успешный опыт их выполнения, то в этом случае можно остановиться на свободном стиле, который содержит элементы всех типов конспектов. Тут можно применять и структурный план, и цитаты, и несколько разных источников. Полученный результат будет наиболее целостным, если сравнивать с другими вариантами написания конспектов.

Нюансы составления конспекта и советы по его написанию

Первым делом потребуется изучить сам материал, постараться выявить характерные особенности текста, его стиль, направление, степень сложности, наличие или отсутствие новых терминов. После повторного изучения материала получиться выделить основные моменты в тексте, отсечь всю воду, разбить материал на разделы. Как только все лишнее будет «убрано», можно будет начать выделять основные мысли, которые останется перенести на бумагу. Решение, в каком виде это делать – своими словами или цитатами, остается на усмотрение автора.

Советы, которые могут помочь при составлении конспекта

  1. Не имеет смысла начинать записывать конспект сразу же, как преподаватель начал свою мысль. Разумнее будет дослушать мысль, дождаться комментариев с его стороны, а уже потом начать конспектировать.
  2. Нельзя делать конспект одной сплошной «простыней», иначе поиск нужных сведений будет занимать много времени. Приветствуются заголовки, подзаголовки в тексте, лучше, если они будут выделены ярким цветом. Обязательно нужно делать отступы между абзацами, нумерованные списки, выделение основных мыслей и цитат, обозначение формул.
  3. В конспекте желательно наличие обозначающих знаков, которые будут помогать в навигации по тексту. Это могут быть указывающие стрелки, символы, акцентирующие внимание и т.д.
  4. Отдельно нужно сказать о сокращениях, так как при наличии объемного исходного материала, конспект получится очень большим, что усложнит навигацию и запоминание основных тезисов. Привычные способы сокращения тут не подойдут, так как в перспективе изучать такой конспект будет трудно по причине того, что автор просто забудет расшифровку своих сокращений. Разумнее всего изначально проработать примерный список повторяющихся слов и сокращений к ним, после чего использовать одинаковые обозначения во всем тексте.
  5. Наличие сложных конструкций в предложениях усложнит восприятие конспекта, поэтому по возможности от них нужно отказаться.
  6. Весь материал фиксировать смысла нет, так как это сделать практически невозможно, плюс есть шанс упустить действительно важную мысль. Лучше сконцентрироваться на тезисах.
  7. Все непонятные термины и сложные мысли лучше уточнить уже после лекции, а не пытаться интерпретировать их сразу своими словами.

Все эти правила позволяют получать удовольствие от процесса записывания конспектов, так как он перестанет быть рутиной, скорее напротив – написание конспектов превратится в творческую работу.

plankonspekt.ru

«Как правильно составить план-конспект урока»

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1.  Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5.  Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

infourok.ru

Как правильно составить план-конспект? - Планконспект

Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения.

Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами.

Практическая польза этих дополнений рассчитана надолго. Утверждения, подкрепленные яркими примерами и общеизвестными фактами, более убедительны и прочно врезаются в память. Для студента план-конспект – это база для упорядочивания знаний и мыслей, тренировка внимания и ума.

Тонкости написания плана конспекта

Если перед вами целая книга, то для знакомства с материалом обратитесь к пунктам содержания. Затем, проверьте наличие аннотаций и списков использованной литературы. Так вы определите, с чем предстоит работать: монографией по диссертации, исследовательской работой, учебным пособием, тезисами или сборником документов.

Осмыслите полное название оригинала и установите критерии поиска: какие сведения, ответы на какие вопросы вам нужны. Станет ясно, насколько тщательно придется проанализировать этот текст.

Не приступайте к рукописи бездумно: механическое копирование чревато переписыванием ненужной информации. Если конкретные страницы источника не заданы, следует бегло ознакомиться с полным содержанием оригинала. Ключевые слова помогут отыскать ценную информацию.

Что можно узнать из введения?

Во вводной части обозначена проблематика книги или статьи. Вы поймете в каком ракурсе рассматриваются проблемы, оцените актуальность заявленной темы. Введение часто содержит исторический обзор развития каких-то событий, разбор других аналогичных исследований.

Что помогает ориентироваться в тексте?

Стиль изложения научного труда отличается логичностью и последовательностью. За выражением «во-первых» неизбежно последует «во-вторых». Сразу, или через несколько страниц, но появится обязательно. Не пропускайте обобщений и стрежневых слов.

Упоминание о несхожих трактовках проблемы сигнализирует о наличии как минимум двух разных точек зрения. Найдите первую и отыщите остальные!

Определения – важный сегмент научного труда. Порой на суд читателя выносится критика на тему какого-то определения. В итоге автор предлагает новую формулировку. Если это мнение авторитетного ученого, то непременно оставьте косвенную ссылку.

Как оформить план-конспект?

Делайте все осмысленно и с прицелом на будущее. Пусть результат усилий будет полезен много лет, а не только на грядущем семинаре. Есть несколько правил, которые помогут это сделать. Вот они:

  • Структурируйте материал: выделяйте другим цветом главные положения, заголовки логических блоков. Даже при беглом просмотре эти отметки напомнят о сути последующей записи.
  • Излагайте данные сжато и схематично. Текст «разбавляйте» списками, многоуровневыми таблицами, пирамидами. Конкретные факты оформляйте по принципу «дата – событие».
  • Подчеркивайте фамилии авторов определений и тезисов. Используйте аббревиатуру NB (Nota bene – лат. «Обрати внимание») или большой восклицательный знак для выделения моментов, несущих основную смысловую нагрузку.
  • Указывайте на полях все номера страниц оригинала, с которых вы извлекли важные данные. Эти точные ссылки пригодятся при написании дипломной или курсовой работы.
  • Фиксируйте вопросы к преподавателю, возникающие при составлении план конспекта. Записывайте их на полях или специально отведенном месте рукописи и выделяйте крупными вопросительными знаками.

Следуйте первоначальной цели конспектирования от начала и до конца, не забывайте о выбранных приоритетах. Выполняйте задание осознанно, применяйте верную тактику анализа информации.

Умение конспектировать – ценный навык. Овладев правильной техникой составления план-конспекта, вы оцените преимущества самостоятельной работы в библиотеке, научитесь логически мыслить, отточите слог. Эффективность вашей учебы возрастет, уменьшатся напрасные потери времени и сил.

plankonspekt.ru

Что такое конспект и как его составлять

Что такое «конспект», как его составлять?

Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Виды конспектов:

1. План-конспект. При создании такого плана сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

2. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

3. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

4. Свободный конспект. Данный конспект включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Как составлять конспект:

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая текст в первый раз, подразделите его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращённо, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам плана, применяйте разнообразные способы подчёркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…», «раскрывает…»

9. Собственные комментарии, замечания, вопросы располагайте на полях.

Правила конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения или его части и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план – основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имён, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определённую систему подчёркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть одно, заранее предусмотренное значение.

10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам, для распределения пользоваться цифрами.

infourok.ru

Как составить конспект?

Интересное Задать вопрос

5.0 0.5 4.5 48

Учеба Елена Собчук

23 января 2013

26378

Оцените:

elhow.ru

Как правильно писать план-конспект? | Студенческая жизнь

Правильное конспектирование книги позволит за отведённый отрезок времени обработать и проанализировать большое количество информации. Тот, кто знает, как писать план-конспект книги или статьи, с легкостью умеет находить в них и запоминать исключительно важные и существенные мысли изучаемого материала.

Конспект представляет собой систематическую, логически связную запись. Он объединяет различные выписки, планы и тезисы. Кроме положений и выводов конспект желательно снабжать иллюстрациями, примерами, доказательствами и фактами.

Эти материалы необходимы для того, чтобы спустя некоторое время информация, изложенная в конспекте, не утратила своей ценности. Именно факты и примеры придадут утверждениям убедительность и запомнятся надолго. Для студента нет ничего более приятного, как писать план-конспект с пользой для ума.

Секреты составления плана-конспекта

Знакомиться с материалом начинайте с содержания, если это целая книга, а также со аннотаций и списков литературы, если таковые имеются. Вы должны понять, какой перед вами источник – опубликованная монография по диссертации, исследование, учебное пособие, сборник документов и т.д.

После этого проанализируйте полное название источника и подумайте, что именно вам нужно из него извлечь – ответ на какой вопрос, какие данные? От того, каким будет ваше решение, зависит то, насколько глубоко вы будете погружаться в изучение материала.

Никогда не начинайте писать план-конспект с бездумного переписывания. Хорошо, если вас направили на определенные страницы, но если нет, то вам нужно будет бегло познакомиться со всем содержанием статьи или книги. Обычно, ценная, нужная информация всегда бросается в глаза.

Что полезного можно вычитать во введении?

Во вводной части статьи или книги вы можете проследить, как поставлена данная проблематика, каковы основные ее вопросы, и какова история обращения к заявленной теме. Там вы можете встретить исторический обзор развития того или иного явления, анализ других источников, посвященных тому же вопросу.

Какие моменты помогают ориентироваться в тексте?

Изложение научных трудов всегда очень последовательно и логично. Поэтому, если вы встретили выражение «во-первых», то вам обязательно встретится и «во-вторых». И оно не обязательно будет на следующей строчке, может быть и через несколько страниц. Вы должны цепляться за эти ключевые мысли и фиксировать их в плане.

Если автор пишет, что на такую-то проблему есть два взгляда, то это тоже сигнал для вас. Нашли первый взгляд, зафиксировали – ищите второй!

Определения… Это очень важная штука. Иногда в научных работах подолгу расписывается критика тех или иных определений, выводятся новые. Если авторы определений авторитетные, то обязательно записывайте эти косвенные ссылки на них.

Как оформлять план-конспект?

  • Все следует делать с умом, то есть так, чтобы потом этим в случае необходимости можно было воспользоваться, и не только на ближайшем семинаре, но и чрез несколько лет. Для этого есть всего немного правил. Вот они:
  • Материал структурируйте, иным цветом делайте пометки о том, про что в данном месте конспекта у вам написано.
  • Старайтесь все изложить схематично и сжато, используйте техники списков, сравнительных таблиц, пирамид, уровней. Для записи фактического материала вводите формат «дата-событие».
  • Фамилии авторов определений подчеркивайте, рядом с важными утверждениями ставьте значок NB (Nota bene – «Обрати внимание») или большой восклицательный знак.
  • На полях указывайте страницы, с которой вы списали ту или иную важную мысль. Это сослужит вам большую службу при написании диплома или курсовой работы.
  • Если у вас по ходу составления плана-конспекта появляются вопросы, которые вы хотели бы задать преподавателю, записывайте их на полях, или на специально огражденном пространстве страницы. Для выделения этих вопросов проставляйте большие восклицательные знаки.

Не забывайте о цели, поставленной перед началом выполнения задания. Её необходимо придерживаться на протяжении всего конспектирования материала.

Научившись писать планы-конспекты по всем правилам, вы начнете получать удовольствие от самостоятельной работы в библиотеке. Выработанный навык конспектирования позволит повысить продуктивность работы.

life-students.ru

Что такое план-конспект?

Интересное Задать вопрос

5.0 0.5 4 47

Учеба / Определения / П Самэуль эль Мидлэйк

26 марта 2013

2894

Оцените:

elhow.ru