Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс). Тема дроби 5 класс


повторение. 5 класс. Определение обыкновенной дроби.

b-знаменатель дроби, показывает, на сколько равных частей разделили;

a-числитель дроби, показывает, сколько таких частей взяли. Дробная черта означает знак деления.

Иногда вместо горизонтальной дробной черты ставят наклонную, и обыкновенная дробь записывается так: a/b. В наших примерах обыкновенные дроби можно было бы записать так:

  • У правильной дроби числитель меньше знаменателя.

Примеры правильных дробей.

  • У неправильной дроби числитель больше знаменателя или равен знаменателю.

Примеры неправильных дробей.

Задача. В классе 24 учащихся,  5/8 из них составляют мальчики. Сколько мальчиков в классе?

 Решение.

Решить задачу можно, составив выражение:  (24:8)·5=15.

Ответ: 15 мальчиков в классе.

Задача.  Олово составляет 5/6 частей сплава. Найти массу сплава, если олова в нем содержится 250 г.

Решение.

Решить задачу можно, составив выражение: (250:5)·6=300.

Ответ: масса сплава 300 г.

 

Запись имеет метки: обыкновенные дроби

www.mathematics-repetition.com

Обыкновенные дроби. Математика, 5 класс: уроки, тесты, задания.

Вход на портал ЯКласс лого Вход на портал Регистрация Начало Начало Поиск по сайту Поиск по сайту ТОПы ТОПы Учебные заведения Предметы Предметы Проверочные работы Проверочные работы Обновления Обновления Подписка Я+ Подписка Я+ Новости Новости Переменка Переменка Отправить отзыв Отправить отзыв ЯКласс лого
  • Предметы
  • Математика
  • 5 класс
  1. Деление с остатком. Понятие обыкновенной дроби

  2. Основное свойство дроби

  3. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

  4. Сравнение дробей

  5. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел

  6. Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

  7. Нахождение части от целого и числа по его части

  8. Геометрические понятия: окружность и круг

Отправить отзыв Нашёл ошибку? Сообщи нам! Copyright © 2018 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

www.yaklass.ru

Как объяснить ребенку дроби: 5 класс

Выходим на битву с домашним заданием по математике! Враг — непокорные дроби. Программа 5 класса. Стратегически важная задача — объяснить ребенку дроби. Поменяемся ролями с учителем и попробуем сделать это «малой кровью», без нервов и в доступной форме. Обучить одного солдата куда легче, чем роту…

reshaem-drodiria.ru

Как объяснить ребенку дроби

Не ждите, пока ребенок пойдет в 5 класс и встретится с дробями на страницах учебника по математике. Ответ на вопрос «Как объяснить ребенку дроби» рекомендуем поискать на кухне! И сделать это прямо сейчас! Даже если вашему малышу только 4-5 лет, смысл понятия «дроби» он в состоянии уяснить и даже может научиться простейшим действиям с дробями.

Мы делили апельсин. Много нас, а он одинЭта долька для ежа, эта долька для чижа…А для волка — кожура.

Помните стихотворение? Вот самый наглядный пример и самое эффективное руководство к действию! Объяснить ребенку дроби проще всего на примере еды: режем яблоко на половинки и четвертинки, делим пиццу между членами семьи, разрезаем буханку хлеба перед обедом и т.п. Главное, перед тем, как съесть «наглядное пособие» не забудьте озвучить, какую часть от целого вы «уничтожаете».

  • Введите понятие «доли».

Сделайте акцент на том, что ЦЕЛЫЙ апельсин (яблоко, шоколадка, арбуз и пр.) — это 1 (обозначаем цифрой 1).

  • Введите понятие «дробь».

Апельсин или шоколадку мы делим, можно еще сказать «дробим» на несколько частей.

Покажите ребенку хорошо знакомый предмет — линейку. Объясните, что между числами есть промежуточные значения — части. 

kak-obyasnit-rebenku-drobii.ytimg.com

  • Объясните, как записывать дроби: что значит числитель, и на что указывает знаменатель.

Смысл понятия «дроби» и правильную запись легко показать на примере конструктора. В числителе НАД чертой пишем какая часть, а в знаменателе ПОД чертой — на сколько таких частей было разделено целое.

kak-obyasnit-rebenku-drobi-5-klassgladtolearn.ru

drodi

spacemath.xyz

Обязательно на наглядном примере покажите разницу между дробями с одинаковым числителем, но разными знаменателями.

drodigladtolearn.ru

На примере 4-х квадратов одинакового размера покажите, как можно разделить их на одинаковое/разное количество частей. Пусть ребенок сам разрежет ножницами бумажные заготовки, а затем запишет при помощи дробей результаты.

kak-obyasnit-rebenku-drobigladtolearn.ru

  • Объясните, как записать целое через дробь.

Вспомните квадрат и то, как мы делили его на 4 части. Квадрат — это целое, мы можем записать его как 1. Но как записать в виде дроби: что в числителе, что в знаменателе? Если мы делили квадрат на 4 части, то целый квадрат, это 4/4. Если мы делили квадрат на 8 частей, то целый квадрат это 8/8. Но это все равно квадрат, т.е. 1. И 4/4, и 8/8 — это единица, целое!

Как объяснить ребенку дроби: задаем ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы

Чтобы ученик 5 класса понял тему «Дроби» и научился выполнять вычисления с дробями, заглянем в методику. Нам, родителям, важно понимать, как объясняет детям дроби учитель в школе, иначе мы можем окончательно запутать своего «солдата».

Дробь — это число, которое является частью целого предмета. Оно всегда меньше единицы.

Пример 1. Яблоко — это целое, а половинка — одна вторая. Она же меньше, чем целое яблоко? Половинки делим еще раз пополам. Каждая долька — одна четвертая от целого яблока, и она меньше, чем одна вторая.

Дробь — это количество частей от целого.

Пример 2. Например, в магазин одежды завезли новый товар: 30 рубашек.  Продавцы успели разложить и развесить лишь одну треть всех рубашек из новой коллекции. Сколько рубашек они развесили?Ребенок легко устно посчитает, что треть (одна третья) — это 10 рубашек, т.е. 10 развесили и вынесли в торговый зал, а еще 20 осталось на складе.

ВЫВОД: Дробями можно измерять все, что угодно, не только куски пиццы, но и литры в бочках, поголовье диких животных в лесу, площадь и т.п.

Приводите самые разные примеры из жизни, чтобы ребенок 5 класса понял СУТЬ дробей: это поможет в дальнейшем в решении задач и выполнении вычислений с правильными и неправильными дробями, и обучение в 5 классе будет не в тягость, а в радость.

Как убедиться, что ребенок усвоил, что в записи дробей обозначают числа в числителе и в знаменателе?

Пример 3. Спросите, что значит 5 в дроби 4/5?

— Это на сколько частей поделили.— А что значит 4?— Это сколько взяли.

Сравнение дробей — самая, пожалуй, сложная тема.

Пример 4. Предложите ребенку сказать, какая дробь больше: 3/10 или 3/20? Кажется, что раз 10 меньше 20, то и ответ очевиден, но это не так! Вспомните про квадраты, которые мы разрезали на части.  Если два одинаковых по размеру квадрата разрезать — один на 10, второй на 20 частей — ответ очевиден? Так какая дробь больше?

Действия с дробями

Если вы видите, что ребенок хорошо усвоил смысл записи в виде дроби, можно переходить к простым арифметическим действиям с дробями. На примере конструктора можно сделать это очень наглядно.

Пример 5. 

drodiedinstvennaya.ua

Пример 6. Математическое лото на тему «Дроби».

drodiwww.kakprosto.ru

Уважаемые читатели, если вы знаете другие эффективные методики, как объяснить ребенку дроби, делитесь в комментариях. С радостью пополним нашу копилочку дельных школьных советов.

rastishka.by

Конспект урока по математике "Дроби" 5 класс

Тема: Дроби ,5 класс

Учитель Кононова Т.И

Цели урока:

  1. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;

  2. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.

Задачи:

1) обучающие

- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой

- развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задачек

2) развивающие

- развивать у учащихся познавательный интерес

- развивать умение работать в группах

3) воспитательные

- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)

- воспитывать у учащихся любовь к предмету

Ход урока

1. Орг. момент

2. Мотивация. Объяснение нового материала

- Учитель: Доброе утро! У вас ,у каждой пары на столе лежит апельсин.

-А скажите ребята , из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- Молодцы!

Учитель:Она бывает барабанная, бывает охотничья ,а еще есть в математике?

Учащиеся: Дробь.

Как вы считаете какая тема нашего урока? Доли. Дроби обыкновенные.

- Открываем тетради, записываем число, тему урока: Доли. Обыкновенные дроби

А чему будем учиться?

Учащиеся :познакомимся с понятием доля, обыкновенные дроби , будем учиться читать и записывать обыкновенные дроби.

Ну, а сейчас вы поработаете с историческим материалом и зачитаете интересные факты.

Работаем по группам. 1 минуту

1 группа

Дроби появились в глубокой древности, когда древний человек решил разделить добычу с себе подобным. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью делить что-то на равные части, т.е. наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как половина, треть, четверть. А это ведь тоже дроби. С самого детства мы слышим такие выражения: "весит четверть килограмма", "одна вторая листа" или "три четверти часа". Во всех этих случаях мы говорим о дробях: одна четверть, две четверти, три четверти, одна вторая и треть - все это дроби.

2 группа

Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от латинского слова фрактура, которое, в свою очередь, является переводом с арабского с тем же значением: ломать, раздроблять. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. В древности у разных народов использовались разные дроби и разные записи дробей.

А что же было в Древней Руси? Там дроби называли долями или ломаными числами. На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали из них с помощью деления пополам. Люди разных профессий используют дроби в процессе работы, даже не задумываясь об этом. Например, врач, назначая количество лекарства больному, повар, отмеряя необходимые ингредиенты, продавец, водопроводчик, слесарь и даже музыкант. Да и мы пользуемся дробями с самого детства, не подозревая об этом ("Мама, дай мне половинку яблока", "Давай разделим шоколадку поровну", "Я еще четверть часика поиграю в компьютер").

3 группа

Дроби появились в Древнем Египте для более точного счёта; слово дробь произошло от слова "дробить", "ломать", "разбивать на части"; в каждой культуре были и есть интересные задачи с дробями; дроби были важны для решения практических задач. дроби появились очень давно и на протяжения всего времени существования человека, он использовал, на ряду с целыми числами, и дроби. И раз древние египтяне, вавилоняне, римляне и др. могли использовать дроби и проводить вычисления с использованием дробей, то и современный человек, даже имея современную вычислительную технику, обязан уметь пользоваться дробями.

  1. Работа в группах

Карточка 2

Записи вида 5 называют

6

обыкновенными дробями.

Числитель дроби - 5

Знаменатель дроби - 6

Знаменатель дроби показывает

на сколько

долей делят, а

числитель дроби

показывает –

сколько таких долей взято.

Числитель записывается над чертой

Знаменатель записывается под чертой

- Запись в тетрадь:5/6 обыкновенная дробь,

Число 5 – числитель дроби. Число 6 – знаменатель дроби.

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято

- Так как же образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части)

4. А сейчас мы с вами будем решать задачи

Загадка № 1

А дорога – нелегка,

А корзина – тяжела,

Сяду на пенек

Съем я пирожок.

Задача №1: Как пирожок разделить между Машей и медведем поровну?

Какую долю получит каждый?

- Долю в математике принято еще называть половиной

- Запись в тетрадь : - половина.

Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)

2) Загадка № 2

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки. (Три медведя)

- Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она подарила им мёд. На сколько частей надо разделить мед? Какую долю получил каждый медведь?

- Долю в математике принято называть треть

- Запись в тетрадь: – это треть

Задача №3: Рано утром Мальвина, Перо, Буратино и Артемон завтракали.

На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество какао в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый? (долю )

- Долю в математике принято называть четверть

- Запись в тетрадь - это четверть.

- Скажите когда мы говорим четверть? (учебная четверть, четверть часа)

- Вернёмся к записям на доске и в тетрадях. Назовите дробь: половина, треть, четверть?

- А сейчас поучимся читать дроби и в этом нам поможет памятка .

- чтение дробей.

- Все эти дроби обыкновенные

5. Первичное закрепление пройденного материала

-Учитель объясняет задания: Ребята ваша задача прочитать задание, просмотреть варианты ответов и показать кружок с правильным вариантом ответа.

Слайды с заданиями

А) Какая часть квадрата закрашена? (1/3)

Б) Какая часть круга не закрашена? (1/8)

В) Какая часть треугольника закрашена? (2/3)

Г) Какая часть прямоугольника? (5/6)

- Прекрасно справились с заданием!

-Работа с демонстрационным материалом

Пирог разделили на 6 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть от всего пирога съели? Сколько долей пирога осталось? (5) Какую часть от всего пирога они составляют?

Пирог разделили на 8 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога съели? Сколько долей пирога осталось? (7) Какую часть от всего пирога они составляют?

Пирог разделили на 4 доли. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога съели? Сколько долей пирога осталось? (3) . Какую часть от всего пирога они составляют?

- Объясните как вы понимаете каждую дробь?

- Какие это дроби? (обыкновенные)

Работа учащихся с тестом

- Учитель: Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями.

- Учитель: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга

-Учитель: Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;

Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;

Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания. (слайд 22)

- Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте.

- Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби: а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых.

- Учитель: А теперь ребята проверим. На доске даны правильные ответы и критерии оценивания.

- Учитель: Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания.

6. Домашнее задание

1.Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

2. Составить синквейн

7. Итог урока

8. Рефлексия

Оцените себя

Спасибо за урок.

globuss24.ru

Конспект урока по математике "Обыкновенные дроби" (5 класс)

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №94

РАЗРАБОТКА

«Обыкновенные дроби.

Представление об обыкновенных дробях»

5 класс

hello_html_m37e50389.jpg

Учитель математики

II квалиф. категории

Литвяк С.А.

2012-2013 уч. год

Тема: Обыкновенные дроби. Представление об обыкновенных дробях.

Тип урока: урок изучение нового материала. 

Цели урока:

образовательные: дать понятие о дробных числах, обыкновенных дробях; учить определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи; 

воспитательные: прививать чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Оборудование:  таблица «Обыкновенные дроби», иллюстрации, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.

Ход урока:

I. Организация класса к уроку.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока (создание проблемной ситуации).

Тему нашего урока вы сегодня назовете сами с помощью некоторых подсказок.

Первая подсказка: отгадайте ребус.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕБУС

hello_html_4742292d.jpg

Ответ: дробь.

Внимание, вторая подсказка:

Загадка: Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь).

hello_html_5fa66bd.jpghello_html_6f6babbc.jpg

Ответ: дроби.

А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (ответы учащихся)

И тема урока: “Обыкновенные дроби”.

А теперь определим цели урока (учащиеся предлагают свои варианты, учитель обобщает).

2. Усвоение знаний.

Мотивация учебной деятельности. В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.

А сейчас с помощью мышек, которые любят сыр, мы узнаем как получаются дроби (с помощью готовых иллюстраций ).

А дело было так: на столе лежала головка сыра.

hello_html_m51a4c6cf.jpg

hello_html_5f7b5243.gif

hello_html_5a30e0d1.jpg

hello_html_5c9f9fd.jpghello_html_m51a902f7.gif

hello_html_mb6f9c8d.jpg

hello_html_m3d38b87c.jpg

hello_html_m6294ed9e.jpg

hello_html_m1224a5fc.jpg

hello_html_mc2e2ccd.gif

hello_html_4909150f.jpg

Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из цветной бумаги со стороной 10 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

1

2

3

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата.

После выполнения заданий ученики (можно с помощью учителя) делают вывод: решение некоторых математических задач приводит к необходимости использования, отличных от натуральных , чисел – дробных.

Дальше изложение материала даётся в виде конспекта с записями в тетрадь по следующему плану:

  1. понятие дробных чисел, примеры дробных чисел;

  2. запись обыкновенных дробей;

  3. что показывает знаменатель дроби? Числитель дроби?

  4. чтение дробей.

При объяснении материала используется таблица «Обыкновенные дроби»

III. Закрепление материала.

На первом уроке при изучении темы «дроби», необходимо научить учащихся читать дроби, определять числитель и знаменатель дроби и понимать, что показывает каждый из них. Учащиеся должны запомнить, что при чтении дробей сначала называется числитель, а потом знаменатель. Но когда нужно записать число, которое соответствует части фигуры в виде обыкновенной дроби, то сначала нужно определить чему равен знаменатель ( посчитав количество равных частей на которые разделена фигура), а потом найти числитель ( посчитав количество выделенных среди них частей ).

Решение упражнений: № 651, 652, 653.,657,659.

Игра «Поле чудес».

Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

  1. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

  2. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

  3. Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

  4. У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

hello_html_d14ff75.jpg

(Ответ: НОТА).

 Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

IV. Подведение итогов.

1) Что называется обыкновенной дробью?

2) Как записываются обыкновенные дроби?

3) Что показывает знаменатель? Где он записывается?

4) Что показывает числитель? Где он записывается?

На закрепление материала предложить следующую задачу (а если не найдут решение сразу, то задать на дом).

Разделите поровну

hello_html_49decf23.jpg

Разделите 5 одинаковых яблок между восемью мальчиками поровну.

Сделайте это с наименьшим числом разрезов.

Решение.

Имеем

5/8 = 4/8 + 1/8 = 1/2 + 1/8;

отсюда видно, что четыре яблока надо разделить пополам и только одно яблоко разделить на 8 частей.

Ответ.

4 яблока надо разделить пополам и 1 яблоко разделить на 8 частей.

hello_html_m1178c423.jpg

V. Домашнее задание.

П.22 стр.160-162, № 654,658,660,671* (3-4 ур.)

«попасть в дроби» стр.169

Использовались материалы интернет ресурса.

infourok.ru

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №276»

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности»

Конспект урока по теме:

«Обыкновенные дроби».

( 5 класс)

Учитель математики

Куканова Ирина Анатольевна

Мурманская область

ЗАТО Александровск

г. Гаджиево

Урок «Обыкновенные дроби» - урок на повторение и закрепление пройденного материала. У этого урока нет сюжетной линии, но все задания подобраны таким образом, чтобы максимально заинтересовать учеников. Работа снова происходит в групповой форме. Это дает положительный результат, потому что у детей не сильных в математике имеется возможность несколько раз услышать и посмотреть, как выполняется то или иное задание. Кроме заданий для общего решения, есть задания для индивидуального решения. В них проявляется самостоятельность детей. Занимательно сформулированная проблема позволяет учащимся высказывать идеи, соответствующие их уровню развития.

Цели урока:

Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, закрепить умение решать примеры и задачи на обыкновенные дроби, проверить умение работать с координатным лучом.

Личностные: развивать познавательный интерес к математике, быструю работу мысли, внимательность и смекалку; воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг к другу.

Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять учебные цели и задачи, развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, формировать умение выдвигать гипотезы при решении задач.

Планируемые результаты:

Учащийся обобщит и систематизирует знания об обыкновенных дробях, научится пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма по повторяемой теме, закрепит навыки действий с обыкновенными дробями, научится применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности, самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Материалы и оборудование урока:

  • Раздаточный материал (карточки с задачами, карточки тесты)

  • Рисунки и фотографии к заданиям

  • Плакат с изображением координатного луча

  • Набор магнитных рыбок

  • Плакат с высказыванием «Математика – царица наук»

Организационная структура урока:

1.Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2.Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа с учащимися:

Прежде чем сформулировать тему урока, учитель предлагает учащимся отгадать загадку.

Загадка: «Она бывает охотничья, барабанная и математическая». (дробь)

Учитель: «Мы заканчиваем изучение темы «Обыкновенные дроби», эта тема в курсе математики занимает одно из первых мест. Почему?».

Ученики: «Так как на протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. Ведь человеку нужно не только считать предметы, но и измерять величины: длины, площади, объемы, массы и т д. А величины не всегда удается измерить целыми числами».

Учитель: «А какие бы вы поставили цели и задачи нашего урока?».

Ученики: «Мы должны вспомнить и закрепить все, что знаем про обыкновенные дроби. повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить навыки решения задач по данному правилу».

Учитель: Чтобы наша работа не была скучной, мы будем решать какие-то задания устно, а какие-то письменно, какие-то задания будут групповыми, а какие-то индивидуальными. В конце урока вы выполните самостоятельную работу по теме «Обыкновенные дроби».

Устные упражнения.

Учитель: Начнем с устной работы. Вспомните понятие обыкновенной дроби. Я буду диктовать вам предложения, а вы должны назвать дробь, которая соответствует ответу.

  • Торт разрезан на 10 кусков, Оля съела 3 из них. Какую часть торта съела Оля?

  • В вазе лежит 13 фруктов, из них 5 бананов, 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?

  • Золушке высыпали 200 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины?

  • У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Еще ей принесли 2 котят. Какую часть составляют кошки и собаки от всех домашних животных?

К каждому заданию – рисунок.

Учитель: Теперь обратное задание. Придумайте объяснение для дроби 5/7.

Дети придумывают свои условия на заданное число.

Учитель: «Вспомним определение правильных и неправильных дробей. Поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дробь, вы хлопаете в ладоши, если дробь правильная: 15/17; 5/9; 20/19; 50/51; 100/200; 4/9; 75/57; 6/15; 53/23; 7/54; 3/2».

3. Основной этап

1)Решение примеров.

Учитель: Следующее задание – письменное.

  1. Составить все правильные дроби со знаменателем 17;

  2. Составить все неправильные дроби с числителем 15.

На выполнение задания дается 2 минуты. Двое учеников записывают дроби на доске, остальные – в тетрадях. При проверке у ребят появляется возможность добавить дроби или исправить их.

Учитель: «Итак, мы с вами вспомнили, что означает дробь, какие дроби бывают. А сейчас мы вспомним правила перевода неправильных дробей в смешанные числа и наоборот, смешанных чисел в неправильные дроби».

На каждую парту дается карточка, на которой есть неправильные дроби и смешанные числа. На выполнение данного задания дается максимально 3 минуты.

Учитель: «Когда все будут готовы, мы будем создавать кораблики. Лодки для корабликов со знаменателем на борту уже есть на карточках. Ваша задача – правильно подобрать паруса. К знаменателю подбирается числитель из получившихся дробей. А у смешанных чисел целую часть показывает флажок на палочке».

Если кораблик составлен неверно, то его исправляют участники из других групп. На карточке записать три неправильные дроби и три смешанных числа: hello_html_6261ba34.gif; hello_html_m4fa08fc7.gif; hello_html_m38411d8f.gif; 2hello_html_3b88a430.gif; 5hello_html_m3abe6c86.gif;hello_html_m277ab098.gif.

7

41

11

1

5

13

5

003.GIF002.gif003.GIF

99

100

3

2

7

4

3

6

002.gif002.gif003.GIF

Класс делится на 4-5 команд.

Учитель: Следующее задание займет очень мало времени, но будет показательным. Оно покажет, умеете ли вы складывать и вычитать дроби, и то, как от одной ошибки зависит результат всего класса. На доске зашифрована фраза, вам ее нужно отгадать. На доске записаны примеры для каждого ряда. Вы по очереди решаете задания из своего столбика, а затем возвращаетесь назад, отдав мел следующему члену своей команды. Затем все вместе по таблице с алфавитом мы расшифруем предложение. Вывешивается плакат. Должно получится: « Математика – царица наук».

  1. hello_html_e78c771.gif+ hello_html_m4748943f.gif

5) hello_html_m1c07f42a.gif - hello_html_m3e478a8.gif

9)hello_html_2e7d4699.gif - hello_html_m53a675d0.gif

13)hello_html_6c826df9.gif- hello_html_m6204edad.gif

17)hello_html_m78b015e8.gif + hello_html_b845f6f.gif

  1. hello_html_m53244232.gif+ hello_html_m3abe6c86.gif

6)hello_html_337cd227.gif + hello_html_371739a7.gif

10)hello_html_m4110640.gif- hello_html_35d991ff.gif

14)hello_html_m5d9f858d.gif + hello_html_420db8a5.gif

18)hello_html_m1d10b43b.gif + hello_html_m6cddeccd.gif

  1. hello_html_m1cfb7a7.gif- hello_html_66cd1bbf.gif

7)hello_html_m5501c8c.gif - hello_html_m10af62d6.gif

11)hello_html_3cb362c.gif- hello_html_556c7bc6.gif

15)hello_html_m1657ada0.gif + hello_html_m57c90caf.gif

19)hello_html_m6dbeb8a2.gif + hello_html_m6dbeb8a2.gif

  1. hello_html_1b951f87.gif+ hello_html_m2932d3c4.gif

8) hello_html_m1ce6c20a.gif + hello_html_685d8d49.gif

13)hello_html_193e731f.gif - hello_html_m3c5c73bf.gif

16)hello_html_m72265b70.gif - hello_html_63fd4d55.gif

20)hello_html_m3aa8f24e.gif - hello_html_36b5a9e0.gif

hello_html_47264b7d.gif- hello_html_m3e8f6339.gif

Е - 10

Л - 3

Р - 4hello_html_6eec8aff.gif

Х - hello_html_m127fef47.gif

Ь, Ъ - hello_html_7f8f9891.gif

Б - hello_html_a03868d.gif

Ж - hello_html_5b05c01d.gif

М - hello_html_m3ea18a9f.gif

С - 11

Ц - hello_html_m3a796554.gif

Ы - hello_html_2be6af24.gif

В - hello_html_55cee713.gif

З - hello_html_5a99ff0.gif

Н - 2 hello_html_36b5a9e0.gif

Т - hello_html_m50e2c60c.gif

Ч - hello_html_m6e0efc4b.gif

Э - hello_html_18c31342.gif

Г- hello_html_3f363805.gif

И, Й - 5

О -3 hello_html_3b88a430.gif

У - hello_html_463987c6.gif

Ш - 1

Ю - hello_html_m1b987981.gif

Д - hello_html_740f0d5f.gif

К+ hello_html_e2a3439.gif

П - hello_html_m43879431.gif

Ф - hello_html_m794a77f2.gif

Щ - hello_html_68db2856.gif

hello_html_m3b32281f.gif- 9 hello_html_m218a2db.gif

2)Решение задач.

Учитель: А сейчас мы приступим к решению задач. Раздаются карточки, и после 4 минут решения начинается обсуждение. Чтобы успеть обсудить и записать все задачи, нужно экономить время. Для этого пока один ученик объясняет решение, кто-то другой готовит запись на доске. При раздаче карточек нужно обратить внимание, что с 1 по 4 задания задачи усложняются.

  1. Расстояние от села до города 15 км. Путник прошел hello_html_3b7b3c70.gif этого расстояния. Сколько километров осталось ему пройти?

  1. В коробке находилось 24 мяча. Красные мячи составляли hello_html_m11f0fb5b.gif мячей, а зеленые – hello_html_6eec8aff.gif оставшихся мячей. Сколько было зеленых мячей?

  1. Отремонтировали 80 тракторов, что составляет hello_html_7fab0216.gif всех тракторов. Сколько всего было тракторов?

  1. В бензобаке автомашины был бензин. Перед поездкой в него налили еще 10 литров бензина. За время поездки была истрачена hello_html_685d8d49.gif часть находившегося в баке бензина. Сколько бензина было в бензобаке первоначально, если во время поездки было истрачено 12 литров?

3) Работа на числовом луче. «Математическая рыбалка».

Учитель: Теперь мы перейдем к работе на координатном луче. Это задание в некотором смысле творческое и потребует от вас не только знаний, но и сообразительности. На нашем плакате четыре рыбки, нужно назвать точную координату каждой рыбки как можно большим количеством способов. Для этого даются длина единичного отрезка – 30 см и расстояние до каждой рыбки. На обсуждение – 4 минуты. Если три координаты являются верными, то рыбка считается пойманной. Дети должны сообразить, что единичный отрезок можно изначально разделить на число, а уже затем составлять дробь. Например, для 6 см единичный отрезок можно разделить на 30 см; на 6см; на 3см, и получатся дроби: 6/30; 1/5; 2/10.

hello_html_53a37fbf.png

4) Тесты по вариантам ( 8-10 минут).

Вариант 1

№1. Выберите из данных дробей те, которые обозначают половину: hello_html_m4748943f.gif, hello_html_m1055c445.gif hello_html_2e647abd.gif, hello_html_3e20c752.gif, hello_html_29b7437b.gif .

№2. Сравните дроби: а) hello_html_m1ae3d52d.gif hello_html_m2839fd73.gif; б)hello_html_4985b3b6.gif hello_html_m474ecfa0.gif;

в) hello_html_4a5f7db6.gif hello_html_2f51c9dd.gif.

№3. При каких натуральных значениях х дробь hello_html_34443be9.gif правильная?

№4. Решите уравнение: hello_html_m4e045167.gif.

№5*. На вопрос “Который час?” ответили, что оставшаяся часть суток равна hello_html_m1b987981.gif целых суток. Который был час?

Вариант 2

№1. Выберите из данных дробей те, которые обозначают половину: hello_html_m7f99b4f9.gif, hello_html_m6c964f71.gif hello_html_m37fcb3a3.gif, hello_html_6a36797e.gif, hello_html_m41c80c58.gif .

№2. Сравните дроби: а) hello_html_222842c7.gif hello_html_4c6158ae.gif; б)hello_html_m1ae3d52d.gif hello_html_m1675048e.gif;

в) hello_html_m1b987981.gif hello_html_53aa4034.gif.

№3. При каких натуральных значениях х дробь hello_html_38ec8cfd.gif неправильная?

№4. Решите уравнение: hello_html_m5895c4b4.gif.

№5*. Стеклянная бутылка с водой весит 550 г. Когда из бутылки вылили hello_html_6eec8aff.gifвсей воды, ее масса составляла 300 г. Сколько грамм воды было в бутылке сначала?

4.Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу, выбирая карточку самооценки, и показывают её:

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно (красная карточка)

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно (зелёная карточка).

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день ( синяя карточка).

5. Информация о домашнем задании.

Учитель дает пояснения по дифференцированному домашнему заданию:

1 уровень: составить задания для соседа по парте на различные действия с обыкновенными дробями (сложение и вычитание) по 4 примера.

2 уровень: найти в справочном материале историческую справку по теме.

3 уровень: написать сочинение на тему: «Обыкновенные дроби».

6. Подведение итогов.

Учитель благодарит ребят за интересную работу, хорошие отметки, прекрасное настроение и отличные знания.

Список используемых источников и литературы:

1. Конструирование современного урока математики / Манвелов С. Г. –М.: Просвещение 2005 г.

2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

5. Математика. Предметное портфолио пятиклассника. Самооценка. Самоанализ. Самоконтроль / Т.Ю. Дюмина, А.А.Махонина – Волгоград: Учитель,2013.

6. Математика 5 класс. Тетрадь 1,2 .Задания для обучения и развития учащихся./ Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. – М: Интеллект- Центр, 2013

7. Сборник практических задач по математике: 5 класс / Л.П. Попова . – М.: ВАКО, 2012. .

infourok.ru

Урок-игра в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби»

Урок-игра в 5 классе по теме: «Обыкновенные дроби».

Составила: учитель математики МОУ «СОШ № 15» г. Сыктывкара

Меркурьева Валентина Евгеньевна

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Цель: проверка знаний учащимися фактического материала; умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях.

Задачи: в игровой форме обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме урока; воспитывать стремление к активному участию в работе на уроке; воспитывать у учащихся умение совместно работать в коллективе, умение объективно оценить свой труд и труд одноклассников; развивать память, внимание, умение говорить.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

Сегодня на уроке: игра по теме «Обыкновенные дроби» с целью обобщения материала пот данной теме.

  1. Игра (34мин.)

1. Викторина (теоретический конкурс) (5 мин.)

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

  1. Дайте понятие обыкновенной дроби.

  2. Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?

  3. Что показывает числитель обыкновенной дроби?

  4. Какая дробь называется правильной? Приведите примеры.

  5. Какая дробь называется неправильной? Приведите примеры.

  6. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

  7. Можно ли сравнить две дроби с разными знаменателями и разными числителями, если известно, что одна дробь правильная, а другая – неправильная?

  8. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

  9. Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

  10. Дайте понятие смешанного числа.

  1. Сосчитай-ка! (устная работа в форме диктанта) (7 мин.)

Выполняют все учащиеся (каждый в своей тетради).

Вычислите:

1)

2)

3)

4)

Сравните:

1)

2)

3)

4)

Впишите в рамочку нужное число:

1)  = 1

2)  - 1 =

После 4 мин. работы каждый должен сам оценить себя, сравнив свои ответы с правильными.

Оценка «5» - 10 правильных ответов

«4» - 8-9 правильных ответов

«3» - 5-7 правильных ответов

«см» - 4 и меньше правильных ответов

Оценку команде ставит капитан, оценив результаты своей команды.

  1. Конкурс команд (15 мин.)

Каждой команде выдаются по три карточки с заданиями (у команд карточки одинаковые). Время ограничено (8 мин.), решить задания кто-то один не успеет, поэтому задания должны быть разделены между учащимися и проверены.

Когда время закончится, карточки с ответами сдаются членам жюри, у доски проверяются и анализируются ответы.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

  1. Тест (7 мин.)

Каждому ученику выдается карточка с тестом, на которой он отмечает вариант ответа.

Тест №1, №3, №5, …

1) Даны дроби: .

Какие из них являются правильными?

А) Б) В)

2) Какое число стоит между числами

и 1?

А) Б) В) Г)

3) Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа.

А) Б) В)

4) Представьте смешанное число

в виде неправильной дроби.

А) Б) В)

5) Вычислите

А) Б) В)

6) Вычислите

А) Б) В)

7) Вычислите число, которое должно стоять в квадрате 2 -  - 1 =.

А) Б) В)

Тест №2, №4, №6, …

1) Даны дроби: .

Какие из них являются неправильными?

А) Б) В)

2) Какое число стоит между числами

и 1?

А) Б) В) Г)

3) Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа.

А) Б) В)

4) Представьте смешанное число

в виде неправильной дроби.

А) Б) В)

5) Вычислите

А) Б) В)

6) Вычислите

А) Б) В)

7) Вычислите число, которое должно стоять в квадрате 2 -  - 1 =.

А) Б) В)

По истечении 5 мин. карточки с вариантами ответов для проверки передаются команде соперников.

Учитель на доске открывает ответы к тестам:

Тест №1, №3, №5, …: 1) В; 2) Б; 3) Б; 4) А; 5) Б; 6) А; 7) В.

Тест №2, №4, №6, …: 1) А; 2) В; 3) А; 4) В; 5) Б; 6) Б; 7) А.

Оценка «5» - 7 правильных ответов

«4» - 5-6 правильных ответов

«3» - 4 правильных ответа

«см» - 3 и меньше правильных ответов

  1. Итоги урока (3 мин.)

1. Учитель просит оценить себя и свою группу, в тетради поставить оценку

себе и своей группе и сдать тетради на проверку.

2. Учитель объявляет число баллов, набранных командами (по итогам конкурсов).

3. Учитель благодарит всех за урок.

4

kopilkaurokov.ru